Вид Флоренции
Патрон шедевра
Чернецов Никанор (1805-1879)
Вид Флоренции
1859
Размер - 83 x 112,7
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.22486
Приобретено у А.А.Орлова. 1936
Картина принадлежит к позднему периоду творчества художника. Она написана мастером в России по имевшейся натурной зарисовке. Такой метод работы Никанор Чернецов, как и его старший брат Григорий, практиковал очень часто. Братья побывали в Италии дважды. Флоренцию пейзажисты посетили во время первого путешествия. Имеются сведения об их пребывании в этом городе с 26 декабря 1841-го по 8 марта 1842 года.
Город, ставший символом Раннего Возрождения, где каждая узкая улочка, застроенная брутальными каменными палаццо, хранит дух ушедшей эпохи, не мог оставить художника равнодушным. Особенно пленительная панорама города открывается с холма Микеланджело, который и выбрал Чернецов в качестве точки обзора для представленной картины. До сих пор благодаря эффектному виду на город это место привлекает толпы туристов. В соответствии со своими принципами работы, основанными на точной передаче натуры, Н.Г. Чернецов скрупулезно фиксирует панораму Флоренции. Он делает узнаваемыми целый ряд архитектурных памятников и в первую очередь купол кафедрального собора Санта Мария дель Фьоре, ставшего визитной карточкой города, и его колокольню, известную как «башня Джотто». Среди других выделяющихся построек можно узнать купол базилики Сан-Лоренцо, расположенной левее Санта Мария дель Фьоре. Силуэт палаццо Веккьо — одно из самых известных сооружений в городе, — изображен справа от кафедрального собора. Однако первый план картины художник отдает красоте местной природы. Пышная южная растительность, среди которой выделяются высокая пиния и группа кипарисов, создает богатое обрамление для выжженной солнцем возвышенности. На ней, словно на сцене, расположились мелкие стаффажные фигурки. Повернувшись лицом к городу, они как бы направляют туда взгляд зрителя. Немалое место уделено в пейзаже и светозарному безбрежному голубому небу, пленительным очарованием которого были покорены буквально все русские художники, приезжающие из пасмурного Петербурга.
Несмотря на реалистичную, точную фиксацию вида, художник выстраивает пространство в соответствии с принципами классицистического пейзажа. Согласно им, колорит изменяется от коричневатых теней на первом плане до голубых далей. Почва и растения образуют кулисы первого плана, зафиксированные деревьями по бокам. Основное пространство занимает сам город. И, наконец, вдали взгляд останавливают окутанные облаками холмы. Благодаря ландшафтному обрамлению Чернецов получил образ города светлый, жизнеутверждающий, пронизанный солнечными лучами и дарящий ощущение счастья бытия.
Данная картина стала для самого художника светлым воспоминанием о счастливых днях, проведенных в «стране высоких вдохновений», когда братья были полны творческой энергии, имели широкое признание публики, были молоды и жизнерадостны.