Татарский домик в Ореанде
Патрон шедевра
Чернецов Никанор (1805-1879)
Татарский домик в Ореанде
1835
Размер - 19 x 24,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-224
Дар И.М. Саркизова-Серазини в 1960
В 1833–1836 годах Н. Чернецов по приглашению генерал-губернатора Новороссийского края графа М.С. Воронцова жил и работал в Крыму. Он совершил длительный вояж от Севастополя до Керчи. Результатом его работы в Крыму стало создание более трехсот рисунков, сепий, акварелей. По ним позднее, вернувшись в Петербург, художник писал картины маслом. Таков был его метод работы: сначала рисунок и эскиз на натуре, затем «работа в размер» и окончательное доведение картины в мастерской. Данный живописный этюд небольшого размера, вероятно, был написан с рисунка сепией, выполненного в том же году (1835, Русский музей).
На этюде изображен скромный одноэтажный домик, от которого открывается вид на ялтинский залив и Аю-даг. Этюд имеет на обороте авторскую надпись: «Татарской домикъ въ Орианде. Въ Крыму. Въ которомъ изволилъ кушать Императоръ Александръ 1-й Н.Ч.». Эта надпись указывает на подлинное историческое событие – приезд Александра I в Крым в 1825 году и покупку имения Ореанда. Его покорила природа этого места, тут он нашел тот уголок в Европе, о котором мечтал все последние годы и где желал бы навсегда поселиться. «Я скоро переселюсь в Крым, я буду жить частным человеком. Я отслужил 25 лет, и солдату в этот срок дают отставку», – говорил он приближенным. Но планам императора не суждено было осуществиться, осенью он скоропостижно скончался, и владельцем Ореанды стал его брат, Николай I. По инициативе графа М.С. Воронцова здесь был разбит великолепный парк с редкими растениями и цветниками. По проекту архитектора Ф. Эльсона построены «домик с башней» для гостей, оранжерея, дома управляющего, садовника и винодела. В «домике с башней» жил сам Н. Чернецов, и этот домик, и домик Александра I он запечатлел на своих акварелях (1834 и 1836, Государственный Эрмитаж).
Ореанде посвящены лучшие строки авторов путеводителей по Крыму: «На Южном берегу нет местности красивее и оригинальнее Ореанды... Огромные отдельные скалы разнообразной формы стоят над самым морем, ничем не маскируя своих недоступных ликов... Вся эта пропасть налита лесами и парками, лесами такими же роскошными, как парки, парками такими же старыми и тенистыми, как леса...»
К серии крымских видов Чернецова относятся пейзажи: «Вид Каралезской долины на южном берегу Крыма» (1839) и «Крым. Вид Гаспры» (1840, оба – Третьяковская галерея).