Известный исследователь и коллекционер графики А.А. Сидоров писал о Репине: «Он был наиболее разносторонним, наиболее оригинальным, идущим всегда вперед рисовальщиком среди передвижников. Ряд его рисунков несет в себе отчетливый приговор над отрицательными силами русской действительности. По верности наблюдений жизни и людей Репин как рисовальщик стоит в ряду крупнейших наших мастеров. Огромность его наследия не позволяет еще и теперь подлинно проанализировать все приемы его рисунков, все неожиданное богатство его средств изображения, искания правды и красоты».
Большинство рисунков Репина исполнены с натуры. Даже в работах на исторические темы Репин использует наблюдения с натуры, вносит в них современность, выполняет многочисленные эскизы. Внимательное изучение жизни, умение охватить ее явления в характерных особенностях, непосредственность живого впечатления, безупречная зоркость глаза являются основой рисуночного творчества Репина.
Это хорошо заметно в эскизе «Чтение о воле». Замысел картины, посвященной «освобождению» крепостных крестьян, остался неосуществленным. В эскизе изображено чтение манифеста о «воле», дарованной царским правительством крестьянам, которое совершается при участии духовенства. Священник на первом плане и стоящий рядом с ним сановник изображены не без сатиры.
Рисунок исполнен в живописной манере пером и кистью – большими пятнами водяных красок, образующими светотеневые переходы.