Малевич Казимир (1879-1935)
Девочка под деревом. Этюд
1932–1933
Размер - 17,4 x 11,6
Материал - картон
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-7006
Поступило от ФАС России. 2013
Работа относится к периоду так называемого возвратного импрессионизма, который начался в творчестве Малевича в 1928–1929 годах и был связан как с чисто живописными задачами (воспроизведением своих ранних работ перед персональной выставкой в Третьяковской галерее), так и с теоретической разработкой импрессионизма как первой системы в его классификации нового искусства.
Этюд выполнен за один сеанс, предположительно в Немчиновке под Москвой, где начиная с 1917 года Малевич проводил каждое лето. Здесь в доме своей бабушки Рафалович жила его дочь Уна (Анна) Казимировна Малевич, в замужестве Уриман (1920–1989). Вероятнее всего, именно она изображена сидящей под деревом. Уна была одной из любимых – удобных и безотказных – моделей Малевича: он написал два ее портрета, в летние пейзажи вводил эскизное изображение девочки в качестве оживляющего стаффажа. В настоящей работе портретное сходство мало интересует художника, фигура вылеплена широкими мазками, лицо едва намечено. Главное для него – связать рефлексы на белом платье, оттенки тела и освещенных волос с пронизанным солнцем и утопающим в голубой дымке пейзажем. Сама девочка может показаться высокой и рослой, в то время как Уна была небольшого роста. Кроме того, на фотографиях дочь Малевича кажется темноволосой. Но эти несовпадения, скорее всего, несущественны для автора. В том, что перед нами именно девочка-подросток, убеждает ее немного скованная пластика, принужденная поза (сложенные руки, параллельно поставленные ступни ног), отсутствие девического изящества; эти черты заметны и на других портретах и фотографиях Уны этих лет. Что касается цвета волос, то нужно вспомнить, что именно с такими золотистыми косичками Малевич изобразил дочь на портрете 1930 года (Художественный музей, Стокгольм), также написанном в Немчиновке и по живописному решению очень близком к этому этюду.