Попков Виктор (1932-1974)
Желтое солнце
1972
Размер - 35,6 x 47,6
Материал - бумага
Техника - акварель
Инвентарный номер - РС-7725
Приобретено у К.И. Калинычевой, вдовы художника, с персональной выставки (Москва, 1982). 1985
В акварели «Желтое солнце» Виктор Попков изобразил деревню Вершинино Архангельской области, живописно раскинувшуюся на полуострове между озерами Кенозеро и Долгое. Внимание художника привлекла старинная Никольская часовня середины XIX века с уникальными росписями шатрового потолочного перекрытия, которые принято называть «небесами». Вдохновленный увиденным, он выбрал эффектное композиционное построение, изобразив часовню, стоящую на вершине высокого холма на фоне огромного, занимающего две трети пространства листа, небесного свода. Остроту композиции придает яркое солнце в оранжевом ореоле, грозно нависшее над землей, и две небольшие фигурки женщины и ребенка в ярких красных одеждах.
В живописи и графике Попкова, совершившего много творческих поездок в отдаленные регионы страны, Русский Север занял особое место. Именно в этих древних поселениях художник нашел одну из главных своих тем, раскрывающих нелегкую судьбу одиноких пожилых женщин, потерявших во время Великой Отечественной войны родных. Эта тема была близка Попкову, мать которого после гибели отца на фронте одна растила троих детей. По результатам творческих поездок на Север были созданы прославившие имя художника картины из цикла «Мезенские вдовы» (1966–1968), вошедшие в золотой фонд советского изобразительного искусства.
В пейзаже «Желтое солнце» образ матери, ведущей за руку ребенка, сливается с образом фантастической величественной природы, рождая множество ассоциаций. Работа исполнена в трудной технике текучей акварели, мастерское владение которой дало художнику возможность создать яркий запоминающийся образ с контрастными цветовыми переходами.
Следует отметить, что графика занимала значительное место в творчестве Попкова. Его многочисленные гуаши, акварели, темперы впечатляют цветовым богатством, напрямую связанным с незаурядным живописным дарованием автора. По сути, это живопись на бумаге, отличающаяся от полотен лишь большей импровизационностью, что позволяло создавать выразительные произведения в процессе работы с натуры. Многие графические листы Виктора Попкова, оставаясь по степени художественной завершенности вполне самостоятельными, впоследствии служили ему подготовительным материалом при написании картин. Одной из таких работ стала остро выразительная, композиционно и колористически, акварель «Желтое солнце».