Борис Кустодиев – известный живописец первой четверти ХХ столетия. Он прославился яркими, жизнерадостными жанровыми картинами, изображающими повседневную жизнь русской провинции. Незаурядный талант мастер проявил и в других областях художественного творчества – в создании театральных декораций, скульптурных произведений, в книжной графике, а также агитационном плакате.
Первые уроки ремесла художника Кустодиев получил в Астраханской духовной семинарии, изучая мастерство иконописи. Позднее, в начале 1890-х, он обучался рисунку у П.А. Власова, выпускника Императорской Академии художеств. Имея за плечами хорошую подготовку, в 1896 году он с легкостью поступил в Высшее художественное училище при пореформенной Академии художеств. Его наставником на долгие годы (до 1903) стал И.Е. Репин.
В 1903 году за дипломную картину «Базар в деревне» Кустодиев получил звание художника и право на пенсионерскую поездку за границу. Посещая страны Европы, он копировал работы старых мастеров и знакомился с новейшими течениями современного искусства. В дальнейшем его авторский стиль выразился в соединении технической точности академической школы, стремления к передаче подлинного характера живой натуры и близости к народной русской культуре.
Одаренность Кустодиева ярче всего проявлена в портретах членов его семьи, друзей, близких ему писателей и художников. В жанре портрета он активно работал на протяжении всей жизни. Период 1900-х – начала 1910-х годов – особенный: Кустодиев стал признанным мастером этого жанра.
Наряду с живописными работами были известны и его пластические произведения. Одно из них – портрет писателя Ф.К. Сологуба (1863–1927; настоящая фамилия Тетерников). Кустодиев также выполнил бюсты других представителей творческой интеллигенции России – А.М. Ремизова (1909, гипс, Русский музей),
М.В. Добужинского (1909, гипс, Третьяковская галерея), И.В. Ершова (1909, гипс, Русский музей).
Наставником в занятиях скульптурой стал его друг Д.С. Стеллецкий, также обучавшийся в 1900-е годы в училище при Академии на скульптурном отделении. В 1911-м Кустодиев продолжал развиваться в этом направлении, плодотворно работая над скульптурными портретами императора Николая II (1909–1910, гипс, Русский музей). Однако из-за начавшейся тяжелой болезни он был вынужден прекратить эту работу.
Портрет Ф.К. Сологуба, находящийся в собрании Третьяковской галереи, – один из значительных образцов русской скульптуры Серебряного века. Классическая ясность и простота сочетаются в нем с глубоким проникновением в образ писателя, представленного погруженным в размышления.