Пименов Юрий (1903-1977)
Кулак
1931
Размер - 48,7 x 37,6
Материал - бумага
Техника - тушь, кисть, белила, черный карандаш, графитный карандаш
Инвентарный номер - РС-4522
Приобретено у автора. 1976
Юрий Пименов известен прежде всего индустриальными сюжетами и городскими московскими пейзажами с лиричными уличными сценками. В раннем творчестве 1920-х годов художник тяготел к экспрессионизму. В 1925 году вместе с единомышленниками, однокурсниками по ВХУТЕМАСу, он организовал ОСТ – «Общество художников-станковистов». Но в начале 1930-х годов художник подвергся критике за так называемый формализм, и вынужден был отойти от своего динамичного и экспрессивного стиля. Пименов тяжело переживал нападки, однако нашел в себе силы вернуться к творчеству с новым подходом.
Художник много работал в журнальной иллюстрации и карикатуре. Большой лист «Кулак» (1931) посвящен злободневной теме борьбы советской власти с кулаками, то есть с зажиточными крестьянами, продававшими товар на свободном рынке. После сворачивания НЭПа в конце 1920-х был взят курс на «ликвидацию кулачества как класса» и создание колхозов. За десятилетие этой борьбы образ кулака в политической карикатуре претерпевал изменения. С начала 1920-х годов этот «классово чуждый элемент» изображался в основном как средоточие пороков, присущих человеческому роду и потому достойным осмеянию и оплевыванию. Своего «Кулака» Пименов создал уже когда пик борьбы с кулачеством был пройден – в начале 1930-х. Поэтому плотная фигура бывшего сельского «кровопийцы» уже не должна была вызывать у зрителя сильных отрицательных эмоций. Пименовский кулак отвернулся от зрителя, словно не желая показывать свое лицо. Этот персонаж – представитель сословия, потерпевшего политическое поражение и ставшего «уходящей натурой». Рисунок построен по динамическим принципам ОСТовской плакатной композиции: на первом плане плотная фигура главного персонажа занимает все пространство листа. К горизонту уходят борозды вспаханного поля. Художник использует разнообразные графические приемы, выразительно соединяя плотные заливки черного цвета, фактурную работу кистью и декоративность пестрой рубахи героя.