Юрий Пименов известен прежде всего индустриальными сюжетами и городскими московскими пейзажами с лиричными уличными сценками. В раннем творчестве 1920-х годов художник тяготел к экспрессионизму. В 1925 году вместе с единомышленниками, однокурсниками по ВХУТЕМАСу, он организовал ОСТ – «Общество художников-станковистов». Но в начале 1930-х годов художник подвергся критике за так называемый формализм и вынужден был отойти от своего динамичного и экспрессивного стиля. Пименов тяжело переживал нападки, однако нашел в себе силы вернуться к творчеству с новым подходом.
Рисунок «Волга впадает в Москву» (1932) служит одной из иллюстраций к сборнику стихов Александра Жарова, известного комсомольского поэта-песенника, автора множества произведений на темы романтики светлого будущего. Стильные и остроумные рисунки Пименова соответствуют задорным и звонким стихам, вошедшим в этот сборник, дополняя и трансформируя содержание лирики Жарова.
Стихотворение посвящено грандиозному строительству канала «Москва – Волга», только начавшемуся в 1932 году. Лист «Волга впадает в Москву» не воспроизводит документальные подробности его сооружения, в нем нет героического пафоса, с каким изображались индустриальные сюжеты в предыдущее десятилетие. Легкий рисунок вторит романтике стихотворных строк:
Лунным вечером уходим
По дороге синевы
На красавце-пароходе
От красавицы-Москвы.
В небо звонких песен кольца
Подымаются, легки.
Запевают комсомольцы,
Подпевают старики...
Отказываясь от напряженной, в немецком духе экспрессионистической манеры 1920-х, Пименов обращается к мягкости французского экспрессионизма. Художник представил мечту о возникающем из волн большом речном пароходе. За дымом из труб парохода встают стены Кремля, за которыми узнаются очертания соборов и колокольни Ивана Великого. Рисунок тушью с легкой подкраской красным карандашом легок и прозрачен. Поэтическая метафора «Волга впадает в Москву» в рисунке Пименова находит свое зримое выражение.
Однако цензура специальным постановлением МГК ВКП(б) от 7 сентября 1933 года вынесла приговор этой работе: «…отметить, что иллюстрации к книге Жарова являются попыткой протаскивания враждебной идеологии в пролетарскую художественную литературу и что в этой книге Жарова имеются формалистически-нереальные рисунки, которые искажают линию партии в области художественного творчества».