Виктор Попков был одним из ведущих художников своего поколения, входил в круг основоположников «сурового» стиля. Начиная с резонансного полотна «Строители Братска» (1960–1961, ныне – собрание Третьяковской галереи), значительные по форме и содержанию картины Виктора Попкова каждый раз становились событием культурной жизни.
Представленное произведение относится к зрелому периоду творчества Попкова, когда художник уже определил основной круг волнующих его проблем. Одной из центральных стала тема взаимоотношений людей. Здесь в полной мере проявился интерес Попкова к жизни и проблемам «маленького человека» – круг образов, которые художник развивает в традициях классической русской литературы XIX века, наполняя даже незначительную бытовую ситуацию глубиной и содержательностью.
В пространстве деревенской избы сидят члены семьи, переживающей драму развода. Композиция произведения построена по традиционной для бытового жанра схеме. Все персонажи наделены характером и индивидуальностью, их настроение художник передает через позы. Разобщенность подчеркивается тем, что для каждого героя создано как бы собственное пространство, их взгляды направлены в разные стороны, будто все не сидят в одной комнате. Условный треугольник – папа, мама со Светланой и бабушка с котом – не превращается в единую композицию, напротив, он распадается на части, как и некогда дружная семья. Напряженность между героями передается и через колорит произведения, лаконичный, с доминирующими черным, красным, белым тонами.
Через небольшой эпизод в жизни обычной семьи художник изучает природу взаимоотношений между людьми и, отталкиваясь от конкретной ситуации, обращается к людям вообще. Так в работах Попкова бытовой жанр приобретает серьезность и многомерность.