Попков Виктор (1932-1974)
Осенние дожди
1974
Размер - 169 x 172
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-1379
Поступило от МК СССР; приобретено у вдовы художника К.И. Калинычевой. 1978
Картина Виктора Попкова «Осенние дожди» принадлежит к обширной живописной иконографии А.С. Пушкина, к образу которого отечественные художники обращались неоднократно, воспринимая и постигая его как самого глубокого национального поэта.
Работа «Осенние дожди» стала одной из последних картин В. Попкова. Именно она стояла на мольберте в мастерской после трагического ухода мастера из жизни и впервые была показана на его гражданской панихиде в Доме художника на Кузнецком мосту. Но работа над пушкинской темой началась еще в конце 1960-х годов в Велегоже, где Попков делал первые зарисовки фигуры поэта и наброски композиции. Осенью 1973 года он дважды приезжал в пушкинские места – Михайловское и Тригорское. Проведя там больше месяца, художник создал несколько этюдов для будущей композиции – редкие по красоте пейзажи, выполненные в не свойственной ему манере письма. Живопись этих этюдов насыщенна и контрастна, густа и пастозна до рельефности. В картине «Осенние дожди» она не такова, но в композицию вошла далевая перспектива этих этюдов, воплощенный в них образ русского раздолья.
Очень долго Попков работал над фигурой Пушкина, создав много точных, характерных рисунков и набросков его позы, ракурса, поворота головы, положения рук. Для вживания в образ художник сам иногда надевал взятые на киностудии «Мосфильм» фрак и цилиндр.
В результате был создан пронзительный образ поэта, в одиночестве стоящего на веранде своего дома в Михайловском на фоне бескрайнего простора. Обостренные очертания его тонкой, хрупкой, продуваемой ветром фигуры усиливают настроение дождливой осени – печальное, зыбкое, тревожное. С ним резонирует и пустынность пейзажа, и бесприютность оторвавшихся листьев, и их потухшее золото, и зябкая рябь воды, и пасущаяся вдали одинокая белая лошадь. Этим настроением насыщена живопись, для которой художник выбрал соответствующий колорит – сдержанный, приглушенный, сотканный из множества сгармонизированных и взаимопроникающих оттенков неяркого цвета.
Это настроение оказалось сродни ощущениям самого художника, всегда стремившегося выразить в картинах себя, свое психологическое состояние. В этом живописном образе, многозначном и метафоричном, воедино слиты великий русский поэт и Россия.