В 1908 году, спустя почти 20 лет после своего первого путешествия в Италию, Михаил Нестеров вернулся к побережью Тирренского моря с сестрой Александрой Васильевной и дочерью Ольгой. Маршрут, пролегающий через Краков, Вену, Рим, Неаполь, вновь привел его на Капри, «к знаменитому, прославленному гидами» Голубому гроту. Остров, по признанию художника, действует на него опьяняюще: «С первых дней приезда сюда я начал работать. Сестра охотно следует за мной с моими художественными принадлежностями. Она терпеливо сидит возле меня во время работы, любуясь синим морем, далекой Искией, вдыхая сладостный аромат южной весны. На Капри все пропитано музыкой, пением, всюду не умолкает мандолина», – вспоминал Нестеров в мемуарах «Давние дни».
Небольшой этюд «Капри. Море» изображает вид на Неаполитанский залив, открывающийся с наивысшей точки холмистого острова. На переднем плане виднеются каменные монастырские стены с узкими окнами, скалистый берег и высохшие под итальянским солнцем стволы деревьев. Поверхность моря выглядит спокойной, а прозрачный воздух и чистое небо обеспечивают обзор на мыс вдалеке. Этюд выполнен бегло, но точно: художник, хорошо знакомый с особенностями местной природы, фиксирует ее ключевые черты, чтобы создать пейзаж-характеристику, живописный комментарий к образу итальянского побережья.
Проводя все свободное время за этюдами, на Капри Нестеров создает обширную серию красочных южных видов, делает зарисовки растительности и архитектуры. Позднее этюды с видами острова, переработанные и переосмысленные, лягут в основу росписей для Марфо-Мариинской обители в Москве (
М.В. Нестеров. Утро Воскресения).