Проект раскраски Грановитой палаты
Патрон шедевра
Васнецов Виктор (1848-1926)
Проект раскраски Грановитой палаты
1901
Размер - 65,5 x 92
Материал - бумага
Техника - акварель, тушь, перо
Инвентарный номер - ДМВ Г-2428
Поступило по дарственной Т.В. Васнецовой. 1961
«Глубокоуважаемый Павел Васильевич! После свидания с Вами я решил сделать проект окраски Грановитой палаты... Вышло, кажется, не худо. На следующей неделе все будет готово. Ящики и рамы заказаны Грабье…» – сообщает Васнецов в письме к П.В. Жуковскому. Благодаря Павлу Васильевичу (сыну поэта Василия Жуковского), художнику, творческому человеку, приближенному к императорской фамилии, Васнецов и получил заказы на проект реставрационных поновлений ансамбля Московского Кремля. Реставрация в основном касалась изменения окраски фасадов. Над этими проектами художник работал в 1901–1903 годах.
Государево «палаццо», церемониальный зал русских царей и одно из старейших гражданских зданий Москвы, слыло чудом каменной архитектуры XV столетия. Его главный (восточный) фасад, выложенный «бриллиантовым» рустом, дал дворцу историческое название.
Свою практику Васнецов всегда строил на глубоком изучении исторического материала. Так, сохраняя фасад белоснежным, где работает сама фактура и кладка камня, художник активно прописал пояс-карниз палаты: на изумрудном фоне тонкими золотистыми стебельками соединились сказочные соцветия. Красное крыльцо, яркое и декоративное, контрастирует с основным белым цветом стен и лестничного марша. Оно отвечает своему назначению – парадный вход, церемониальный выход, как в религиозной, так и в светской архитектуре, определяющий лицо дома. Россыпь зеленых орнаментальных мотивов созвучна богатой резьбе белокаменных столбов-устоев; золотые побеги «райских кущ» переплетаются с золотыми геральдическими львом и конем.
Васнецовский стиль оказался созвучным наследию времен, вписавшись в декор стен и фасадов кремлевского ансамбля – одного из любимейших для мастера. Соединив знания с пониманием задачи, проявив деликатность в отношении древнего памятника Москвы, Васнецов подтвердил право называться универсальным художником.