Соболь
Патрон шедевра
Сотников Алексей (1904-1989)
Соболь
1975. Модель 1935
Размер - 9,5 x 18 x 5
Материал - фарфор
Техника - роспись подглазурная
Инвентарный номер - СКС-957
Передано из ВПХК им. Е.В. Вучетича. 1982
На Дулёвском фарфоровом заводе Алексей Георгиевич Сотников проработал практически всю жизнь. На этом заводе в 1934 году начался его путь скульптора-фарфориста, здесь он создал многочисленные произведения, принесшие ему и заводу мировую известность. Международное признание доказывают полученные Сотниковым награды: «Ягненок» (1937) был удостоен золотой медали на Всемирной выставке 1937 года в Париже, «Курица» (1938) и «Сокол» (1957) получили Гран-при на Всемирной выставке 1958 года в Брюсселе. С 1964 года графическое изображение скульптуры «Сокол» стало товарным знаком Дулёвского фарфорового завода.
Своим учителем А.Г. Сотников считал В.Е. Татлина, с которым в 1931–1934 годах работал в лаборатории по культуре материалов при Наркомпросе РСФСР, помогая ему в конструировании летательного аппарата «Летатлин».
Сквозной темой для творчества А. Сотникова стало создание жанровой и анималистической миниатюры в фарфоре для дальнейшего тиражирования. Статуэтка «Соболь» имела огромный тираж. Она выполнена в 1934 году. Первый выпуск был изготовлен по особой технологии с черной подглазурной росписью. В середине 1970-х скульптор вернулся к изображению этого зверька. Молочно-белая фигурка соболя получила характерную для работ автора минимальную роспись. Коричневым цветом выделены только мордочка и лапки. Гармоничное перетекание объемов тела создает ощущение пушистой шкурки. Соболь замер на мгновение в своем стремительном беге, настороженно повернув голову и приподняв переднюю лапу, чтобы тотчас продолжить движение.
Мастерское владение материалом позволило художнику создать в фарфоре скульптуру, равноправную по пластике с работами, выполненными в традиционных скульптурных материалах – камне, дереве, металле. Интерес скульптора не ограничивался анималистическим жанром: он создавал декоративные рельефы, вазы, сервизы, фонтаны, а также многочисленные жанровые миниатюры для массового тиражирования.