Карандашный автопортрет Виктора Попкова соединил в себе три жанра изобразительного искусства: интерьер, натюрморт и портрет. Предположительно, рисунок исполнен в деревне Кимже Архангельской области, куда в это время художник выезжал на этюды. Неприхотливую обстановку деревенской комнаты с занавесками на окнах и высокой геранью в горшке украшает водруженное прямо на большой стол зеркало с прислоненными к нему фотографиями и картинками в рамках. Тут же стоит графин и, очевидно, принадлежащие художнику спичечный коробок, нож и часы. В мир окружающих человека мертвых вещей художник вводит свою фигуру с альбомом в руках, отраженную в зеркале. Пристально вглядываясь в самого себя, он как бы пытается проникнуть в тайну творчества, показать значение свой личности.
Осознание своего места в жизни и в искусстве было важно для такого искреннего в своих творческих исканиях художника, как Виктор Попков. Характерная для него потребность в самоанализе проявилась в известных автопортретах-картинах мастера: «Воскресенье» (1967), «Мой день. Встреча» (1968), «Работа окончена» (1970), «Шинель отца» (1970–1971). Сохранились также его выразительные графические автопортреты.
В рисунке «Автопортрет в зеркале» нашли отражение размышления Виктора Попкова о природе вдохновения, о месте художника в окружающем мире. Соразмерное распределение светлых и темных пятен, чистота и четкость линий и форм предметов вызывают ощущение порядка и гармонии и в то же время некоторой таинственной недосказанности. Художник сосредоточенно наблюдает жизнь и самого себя, подчеркивая свою причастность к миру простых деревенских людей.