Супрематизм
Патрон шедевра
Малевич Казимир (1879-1935)
Эль Лисицкий (1890-1941)
Супрематизм
1919
Размер - 49 x 62,5
Материал - бумага
Техника - гуашь, акварель, графитный карандаш, тушь
Инвентарный номер - РС-1881
Поступило от С.И. Лисицкой-Кюпперс, вдовы художника (Новосибирск). 1959
Стилеобразующий потенциал супрематизма и возможности практического применения в организации предметно-пространственной среды демонстрирует «Эскиз декорации для юбилейного заседания Комитета по борьбе с безработицей». Оформительская деятельность группы Уновис, развернувшаяся в 1919–1922 годах в Витебске, позволила осуществить на практике мечты Малевича о тотальном внедрении супрематизма в реальный быт; декорация стала фактически первой презентацией прикладных возможностей супрематизма.
Декорация-панно была спроектирована Малевичем для праздничного убранства сцены витебского Большого театра, где 17 декабря 1919 года состоялось торжественное заседание делегатов и рабочих Комитета. Лист поступил из коллекции С.И. Лисицкой-Кюпперс вместе с рисунками Лисицкого. Предположительно, Лисицкий выполнил этот чистовой «парадный» рисунок по предварительным эскизам Малевича (они известны и находятся в других собраниях).
Решая задачу оформления театрального зала, авторы учитывали масштаб и конфигурацию пространства. Это был уже принципиально другой супрематизм, отличный от традиционной супрематической картины с белой бездной фона и космическими пространственными взаимоотношениями парящих геометрических фигур. На смену ему пришел метод тектонической организации цветных плоскостей по принципу многослойного рельефа: супрематические плоскости укрупнены, спаяны в монолитную монументальную композицию; акцент, сделанный на боковых сторонах, выявляет и подчеркивает конструктивные особенности формы занавеса. Подобное «рельефное» построение должно было создать ощущение многомерности сценического пространства; этот эффект усиливался специальным освещением.
Само панно исполнили подмастерья училища; по всей вероятности, в нем комбинировались раскрашенные фанерные и матерчатые части (по центру располагались фанерные щиты, фланкированные занавесом). На фотографии, запечатлевшей заседание, изображение очень нечеткое, но заметно, что осуществленная декорация (по крайней мере, ее центральная часть) несколько отличалась от первоначального замысла. Однако общий характер декорации остался неизменным и воспроизводил пластическую систему, намеченную в эскизе.
В самодельном альманахе «Уновис № 1», выполненном учениками Малевича в 1920 году, приводится описание реакции витебской публики на появление подобного новаторского оформления: «Когда устанавливали супрематические декорации, просвещенные артисты вишневых садов были возмущены, что рабочему классу преподносят такую белиберду, но когда все было устроено и собрались рабочие, был дан соответствующий свет, в который вошли делегаты и представители рабочих коллективов. Декорации были рассчитаны на освещение в три цвета, что придало полноту, оказалось, что весь театр рабочих принял с восторгом декорации заседания, – то, что для артистов было белибердой».