Васнецов Виктор (1848-1926)
Георгий Победоносец
1919
Размер - 82 x 62,8
Материал - бумага, наклеенная на картон
Техника - графитный карандаш, итальянский карандаш, акварель, белила, бронзовая краска
Инвентарный номер - ДМВ Г-2431
Закуплено МК РСФСР. 1956
Образ святого великомученика Георгия Победоносца занимает особое место в творчестве В.М. Васнецова. Иконография Георгия в разных видах искусства у художника обширна. Этот издревле почитаемый и любимый образ святого воина Васнецов выбирал как для самостоятельного станкового произведения, так и для тиражной графики (марка, календарь); фигура Георгия-воина включена в эскиз блюда для Нижегородской ярмарки, в проекты монументов – памятники-кресты, памятник в честь 300-летия освобождения Руси от польско-шведской интервенции. Образом Георгия Победоносца Васнецов украсил грамоту 1897 года «Об избрании Московскою Городскою Думою П.М. Третьякова почетным гражданином города Москвы».
Образ святого Георгия многогранен, имеет разные смысловые оттенки. Мученическое и героическое начала образа Георгия – разные грани героя. Изображение Георгия на белом коне, поражающего острым копьем змия, основано на предании и относится к посмертным чудесам великомученика. «Светло-храбрый» витязь, символизирующий духовную мощь, победу добра, стал наиболее близким Васнецову.
Образ святого Георгия, созданный художником в 1919 году, торжествен и героичен. Облачения его легки, почти невесомы – «Красота – воину оружие» («Изборник» 1076 года). Всадник с утонченными чертами лица полон чувства собственного достоинства, он выглядит триумфатором. Высоко взметнув копье, он без труда всаживает его в пасть чудовища. Под стать воину белый, гордо шествующий конь, копытами попирающий врага. Фигуры всадника и коня лишены значительной доли осязаемости, они почти бесплотны и слиты воедино, что выражает духовную силу героя. Мотив порыва, одухотворенности угадывается в развевающемся плаще воина, напоминающем боевое знамя. Художник трактует Георгия как иконный образ, напоминая об извечном назначении русской иконы – защите. Узнаваемый образный строй композиции – всадник в алом плаще на коне, топчущем дракона, Град, куда заказан вход злу, ритм и колорит – навеян миром иконы, этой летописью религиозной и художественной жизни Руси.