В 1885 году В.М. Васнецов был приглашен профессором Санкт-Петербургского университета А.В. Праховым в Киев для работы по художественному оформлению Владимирского собора – храма-памятника, посвященного святому равноапостольному князю Владимиру и 900-летию крещения Руси. Художник ответил согласием, отметив при этом, что принятие решения требовало с его стороны «очень серьезного размышления по огромности своей задачи и по тем исключительным условиям, в которых оно лично для него поставилось».
А.В. Прахову и группе художников во главе с В.М. Васнецовым, привлеченных к работе в соборе, предстояло возродить традиции византийской монументальной живописи. С целью изучения сохранившихся византийских памятников Виктором Михайловичем была совершена поездка в Италию – Венецию, Равенну, Флоренцию, Рим и Неаполь. В Киеве художник изучал мозаики и фрески древнейших русских храмов – Софийского собора, Кирилловского и Свято-Михайловского Златоверхого монастырей.
Основной идеей программы росписи храма стала «история русской веры». Помимо образов и композиций, связанных с крещением князя Владимира и киевлян, В.М. Васнецовым были исполнены образы русских святых, канонизированных деятелей средневековой русской истории, подвижников русского православия. Всего за одиннадцать лет работы им было выполнено 15 композиций и 30 отдельных фигур святых в полный рост.
На одном из столбов, поддерживающем купол храма, изображена святая благоверная княгиня Евдокия. Дочь суздальского князя Дмитрия Константиновича, она была женой князя московского Дмитрия Донского и его верной помощницей в государственных делах. Евдокия много занималась благотворительностью, по ее воле строились монастыри и храмы, с ее именем связано перенесение из Владимира в Москву чудотворной иконы Божией Матери и спасение Москвы во время нашествия на Русь грозного Тамерлана. Много горя и страданий перенесла она за свою жизнь, но всегда надеялась и уповала только на Бога.
Эскиз этого образа Виктор Михайлович выполнил в 1893 году. Изображая княгиню Евдокию в храме с четками и горящей свечой в руках, он стремился передать молитвенное состояние ее души и величайший духовный подвиг. Современники художника отмечали: «Удивительны у Васнецова женские лица. В его религиозных работах нет телесной женщины, несмотря на то что есть тело. Это тело молчит, и живет только дух». Действительно, пышные одежды и дорогие украшения княгини Евдокии, так реалистично изображенные художником, не мешают восприятию этого глубоко религиозного образа. «В этих образах – вся древняя Русь, весь религиозный символизм ее истории…» (С. Маковский)
Почти все подготовительные эскизы для Владимирского собора были приобретены П.М. Третьяковым в его галерею. Эскиз святой благоверной княгини Евдокии сохранился в двух вариантах: один из них, завершенный, с подписью художника, хранится в собрании Государственной Третьяковской галереи, другой, подготовительный к основному, – в фондах Дома-музея В.М. Васнецова. Помимо этих двух эскизов и изображения в храме, сохранилась
вышивка на тот же сюжет, выполненная Еленой Адриановной Праховой в подарок В.М. Васнецову в 1894 году.