Портрет двоюродного брата Александра Андреевича Двинянинова
Патрон шедевра
Васнецов Виктор (1848-1926)
Портрет двоюродного брата Александра Андреевича Двинянинова
1872
Размер - 26,7 x 17,8
Материал - бумага
Техника - графитный карандаш
Инвентарный номер - ДМВ Г-179
Поступило из семьи В.М. Васнецова. 1951
Александр Андреевич Двинянинов (1845–1927) – двоюродный брат Виктора Михайловича Васнецова, протоиерей села Мухино.
Родился 14 апреля 1845 года в селе Ошлань Вятской губернии (ныне Кировская область). Окончил Вятскую духовную семинарию. Вместе со своей матерью Марией Васильевной Двиняниновой (урожденной Васнецовой, родной сестрой отца В.М. Васнецова) открыл в Ошлани в собственном доме школу для детей. В 1875 году принял сан священника и вместе с женой Мариамной Николаевной (урожд. Верещагиной) переехал в село Мухино. Служил в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. У супругов открылся педагогический талант; своих детей у них не было и всю нерастраченную любовь они отдавали ученикам.
За свою долгую безупречную службу Александр Андреевич был награжден набедренником (1881), бархатной фиолетовой скуфьей (1887), камилавкой (1896), золотым наперсным крестом (1902), орденом Св. Анны 3-й степени (1904) и саном протоиерея (1912).
Два графических портрета А.А. Двинянинова (1872 и 1910) обнаруживают мастерское владение художником разными графическими техниками и дают представление о мастерстве Васнецова-рисовальщика. Хотя в зрелом возрасте виделись двоюродные братья крайне редко, портреты свидетельствуют о духовной близости художника и модели.
Карандашный портрет 1872 года был написан Виктором Михайловичем во время пребывания на родине, в Вятской губернии. Портрет написан легко, свободно, художнику удалось передать образ умного, доброго и благородного человека.
Портрет 1910 года написан накануне 65-летия Александра Андреевича в московском доме В.М. Васнецова в Троицком переулке. Взгляд светлых глаз направлен чуть вниз и влево. Густые усы и борода скрывают мягкую улыбку, которую выдают легкие морщинки на лбу и в уголках глаз. Волосы, разделенные на пряди, очерчены четким контуром итальянским карандашом и мягко растушеваны. Фон портрета черный, но не глухой: живописно растушеванный, он усиливает ощущение тепла и света, исходящего от лица модели.
Во время пребывания в Вятке в 1872 году был написан и портрет матери А.А. Двинянинова, тети художника Марии Васильевны Двиняниновой (1825–1876).
Все три портрета были показаны на посмертной выставке картин и рисунков Виктора Васнецова, открытой в его доме в Троицком переулке в 1927 году.