Проект раскраски Кремлевского дворца
Патрон шедевра
Васнецов Виктор (1848-1926)
Проект раскраски Кремлевского дворца
1901
Размер - 115 x 210
Материал - бумага на холсте
Техника - цветной карандаш, тушь, перо, акварель, белила, бронзовая краска
Инвентарный номер - ДМВ Г-2447
Дар Т.В. Васнецовой. 1961
Большой Кремлевский дворец был построен по проекту К.А. Тона в 1839–1849 годах. В течение нескольких лет фасады перекрашивались. Так, В.М. Васнецов, занимавшийся проектом перекраски, в апреле 1901 года выполнил первый вариант поновления фасада дворца. Акварельные эскизы для комплекса реставрации кремлевского ансамбля хранятся в мемориальном Доме-музее В.М. Васнецова (ДМВ Г-2428; ДМВ Г-2427; ДМВ Г-2447).
Из письма Васнецова Вере Саввишне Мамонтовой известно, что к рождественским праздникам 1901 года он предполагал завершить работу: «Вероятно, закончу проект. Дело это двигается. Вел. Князь [Московский генерал-губернатор великий князь Сергей Александрович] сочувствует. Хорошо бы удалось». Но в декабре 1903 года Васнецов продолжил проработку эскизов, согласовывая их с П.В. Жуковским (сыном поэта В.А. Жуковского), художником и архитектором, близким к императорскому двору и немало сделавшим для развития российского музейного дела и художественного образования.
Также Виктор Михайлович обсуждал вопросы реставрации Большого Кремлевского дворца в переписке с Сергеем Петровичем Бартеневым – историком, москвоведом, издавшим три тома «Истории Московского Кремля». Бартенев жил в Кремле и был свидетелем и участником многих событий, связанных с этим историческим памятником. «Лучше вначале исключительно заняться очисткой только каменных частей здания, всю же окраску штукатуренной части покуда не трогать, даже и пилястры. Это подскажет яснее мотивы для проекта окраски. Из отношения очищенных белых каменных частей к теперешней ранней окраске можно будет видеть: что оставить белым и что окрасить и в какой, наиболее выгодный для общего здания цвет…» (из письма В.М. Васнецова к С.П. Бартеневу от 6 ноября 1902 года).
Как обычно, Васнецов был деликатен при работе с уникальным по художественной значимости ансамблем. Основываясь на детальном изучении истории возведении дворца, его связей с другими постройками, Васнецов, опираясь на свой опыт и интуицию, стремился не нарушать стилистической целостности памятника. Используемые художником цветовые акценты, растительный орнамент в ярусах и раппорте окон ориентируются на теремные русские палаты и хоромы, комплекс которых служил прообразом при возведении Константином Тоном императорской московской резиденции. «Всякое истинное живое искусство национально, космополитического искусства нет. Все великое в искусстве, ставшее общечеловеческим, выросло на национальной почве», – написал в 1909 году В.М. Васнецов.
Замысел не был реализован.