Коровин Константин (1861-1939)
Ницца. Улица ночью
1909
Размер - 40,3 x 32,3
Материал - фанера
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.24773
Приобретено у Н.К. Смирновой. 1939
Князь Сергей Щербатов, коллекционер, меценат, вспоминал Константина Коровина как яркого человека и художника: «Если делить людей на „колоритных“ и „бесцветных“, то „живописность“ и „колоритность“ Коровина были поразительны». Цвет, в этой характеристике занявший первое место, действительно играл в живописи художника ведущую роль. Гармония палитры, виртуозная игра оттенков, передача нюансов света и тени для Коровина значили больше, чем точный рисунок, выверенные архитектурные построения и проработанные детали.
Его излюбленный мотив – ночные пейзажи. Виды темных улиц, освещенных редкими фонарями, часто встречались в творчестве художников рубежа веков. Однако если современников Коровина в ночных переулках привлекало мистическое предчувствие, обещание тайны, то самого художника завораживал в первую очередь технический вызов, заключенный в конфликте света и тени.
Пейзаж «Ницца. Улица ночью» посвящен огням уличных фонарей, которые прорезают тьму вечера. Противопоставляя массы красок, художник растворяет здания, деревья и прогуливающихся людей в огне красно-коричневых оттенков, постепенно смешивая их с полуночно-синим небом. Динамику и жизнь композиции добавляют рефлексы – удары белого и желтого, символизирующие мерцание огней, блики на стеклах витрин и лицах прохожих.
Константин Коровин, впервые оказавшийся во Франции в 1880-е годы, с тех пор регулярно бывал в Париже и путешествовал по стране. Именно там достижения импрессионизма, привлекавшие художника еще на родине, окончательно вошли в его творческий репертуар и составили основу художественного метода. Верность натуре, интерес к городскому пейзажу, природе света и цвета – приемы импрессионистов, у которых Коровин нашел «то, за что так ругали дома, в Москве».