Коровин Константин (1861-1939)
Портрет княгини Софьи Николаевны Голицыной
1886
Размер - 146 x 84
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.6109
Приобретено у В.М. Голицына. 1926
Художница, покровительница искусств Софья Голицына была дочерью директора Лазаревского института Николая Делянова и Елены Хвощинской. Она увлекалась рисованием, брала уроки у Алексея Саврасова, позже стала коллекционировать произведения западноевропейской живописи. Софья поддерживала молодых художников, устраивала выставки и рисовальные вечера, на которых бывали Василий Поленов, Исаак Левитан, Леонид Пастернак.
Константин Коровин написал портрет княгини в 1886 году, в начале своей творческой карьеры. Писатель Сергей Голицын, внук княгини Софьи, в своих воспоминаниях приводит следующий эпизод, связанный с заказом портрета бабушкой: «Она попросила Поленова рекомендовать ей талантливого, молодого и желательно дешевого художника. Поленов привел к ней своего ученика Коровина. Когда портрет был почти закончен, Поленов приехал к бабушке, не застал ее, что-то ему не понравилось в портрете, он взял кисть и краски и написал по-своему. По словам дедушки, он только испортил портрет, а бабушка его невзлюбила и отослала в Бучалки, где он провисел до революции, затем его забрали в Москву». В собрание Третьяковской галереи портрет попал благодаря художнику Петру Кончаловскому, который предложил Софье Голицыной продать картину в музей.
Женские образы в интерьере – излюбленный мотив Константина Коровина, который будет постоянно появляться в его живописи и в последующие годы. Портрет Голицыной, связанный с ранним этапом творчества художника, отличается сдержанностью в колористическом и композиционном планах. Коровин выбирает классическую форму камерного портрета, придерживается монохромной гаммы охристо-серебристых оттенков с редкими вкраплениями зеленого и темно-коричневого. Тем не менее уже в этой работе чувствуется надвигающаяся перемена в творческой манере живописца, его тяготение к свободному мазку, энергичному рисунку и смелому художественному обобщению. Коровин, на тот момент еще не видевший Парижа, уже нащупывает достижения импрессионизма, открывая выразительность световоздушной среды, особый ритм темных и светлых оттенков.