Васнецов Аполлинарий (1856-1933)
Пейзаж
1871
Размер - 21,6 x 28,5
Материал - бумага
Техника - карандаш
Инвентарный номер - МКВ ГР-43
Дар В.А. Васнецова. 1960
В начале 1870-х годов Аполлинарий Васнецов брал уроки рисунка у сосланного в Вятку польского художника итальянского происхождения Эльвиро Андриолли. На этих занятиях будущий пейзажист осваивал базовые навыки композиции и светотеневой моделировки, учился передавать объем и фактуру предметов.
Навыки, полученные во время копирования, начинающий пейзажист применял в своих натурных зарисовках. Аполлинарий искренне любил природу родного края: «Местность моей родины – село Рябово – была живописна и разнообразна. Ряд довольно высоких холмов с долинами рек Кордяги и впадавшей в нее Рябовки, с оврагами, носившими местное название “логов”, со склонами, покрытыми хвойным лесом и пашнями, придавали местности довольно ощутимый рельеф». По совету старшего брата Виктора он совершал длительные прогулки по окрестностям Вятки, зарисовывая интересные виды и жанровые сценки. Юношу привлекали как отдельные необычные деревья, различные растения или элементы крестьянского быта, так и общие виды. Большинство рисунков этого периода отличает тщательная проработка деталей, основательность и неторопливость исполнения. Однако есть ряд листов с более динамичными, экспрессивными образами.
«Пейзаж» 1871 года выполнен быстрыми, местами даже резкими штрихами. Отдельные кусты и деревья показаны обобщенно, часто в виде темных пятен. Здесь художника интересует формирование раскрывающегося вдаль пространства земли и неба и создание общего настроения. Прямые стволы деревьев и кустарников создают ощущение статичности пейзажа, однако наливающиеся чернотой бегущие облака и стелющаяся по земле трава наполняют сцену движением и предчувствием надвигающегося ненастья. Пригибающий траву ветер набирает силу, вот-вот налетит мощный порыв и вся сцена мгновенно изменится, наполнится буйным движением.
Намеченная в этом раннем рисунке тема внезапных изменений погоды, близкой грозы станет одной из важнейших в творчестве художника. В разных интерпретациях она будет появляться в его пейзажах и исторических реконструкциях на протяжении многих десятилетий.