Репин Илья (1844-1930)
Портрет В.К. Менка. Этюд
1884
Размер - 53,4 x 45,3
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.24330
Приобретено у В.М. Статкевича, Киев. 1936
Владимир Карлович Менк (1856–1920) – художник, пейзажист, педагог. Учился в качестве вольнослушателя в Императорской Академии художеств, брал уроки у И.Н. Крамского и И.И. Шишкина. Один из основателей Киевского художественного училища.
Исполнению большого исторического полотна Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, Третьяковская галерея), предшествовала многотрудная подготовительная работа. «Задумав картину, – писал автор, – я всегда искал в жизни таких людей, у которых в фигуре, в чертах лица выражалось бы то, что нужно для моей картины». Моделями для царевича Ивана стали писатель Всеволод Гаршин и пейзажист Владимир Менк. Встреча Репина и Гаршина состоялась в самом начале работы над масштабным полотном. В основу образа царевича в большей степени легли портретные черты молодого литератора («Портрет В.М. Гаршина», Третьяковская галерея), в лице которого живописец увидел искомую напряженную нервность, беспокойство и обреченность одновременно. Годом позже, познакомившись с художником Владимиром Менком, Репин попросил его позировать. Впоследствии пейзажист вспоминал, что только в последний сеанс работы над этюдом, когда Илья Ефимович одел его в царский халат, догадался: «Репин пишет с меня царевича Иоанна».
В портрете Владимира Менка, исполненном быстро, за три сеанса, художником блестяще решена колористическая задача. Насыщенная гамма золотисто-розовых, персиковых оттенков шелкового кафтана обогащена множеством рефлексов и бликов, придающих дополнительную выразительность чертам лица и образу в целом. Вылепленный пластичными мазками кисти, объем материален, легко отражает мягкий рассеянный свет. Общий колорит кафтана царевича и разные оттенки карминного цвета, образующие фон в портрете, художник использовал в будущей картине. Увидев грандиозное полотно на выставке, И.Н. Крамской назвал его живописную палитру «настоящим оркестром».
Тонкость черт, внутренняя гармония и созерцательная отрешенность в лице Владимира Менка, стоит полагать, не вполне удовлетворили Репина. В картине объединены портретные черты обоих молодых людей, слившись в образ, каким он представлялся художнику.