Домогацкий Владимир (1876-1939)
Портрет старухи. Маска
1905–1906
Размер - 40 x 24 x 12
Материал - гипс тонированный
Инвентарный номер - СК-207
Поступило от ДХВП. 1964
Владимир Домогацкий – скульптор, график, педагог, теоретик искусства, музейный работник, общественный деятель. Работал преимущественно в жанре портрета. В 1920-е годы создал галерею портретов творческих личностей, политиков, ученых, современников и исторических персонажей.
Систематического художественного образования мастер не получил. В 1897–1902 годах он изучал право в Московском университете. Тогда же, в 1890-е, у него возник интерес к изобразительному искусству. Вскоре он начал брать частные уроки у С.М. Волнухина, руководителя скульптурной мастерской в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Этот скульптор стремился развивать в своих учениках свободу творческой мысли и приверженность живой натуре. Передача характера была для Волнухина одной из важнейших задач в его педагогической программе.
На становление молодого мастера в ранние годы значительное влияние оказал скульптурный импрессионизм П.П. Трубецкого. Его легкие, смелые, эскизные работы во многом определили направление художественной деятельности Домогацкого. Тем не менее начинающему скульптору требовалось освоить мастерство рисунка и методы крепкой академической школы. Для этого в 1904 году он некоторое время серьезно учился у живописца С.В. Иванова, развивавшего исторический жанр в рамках передвижнической традиции.
Результатом стали первые ученические работы, представленные на периодической выставке Московского общества любителей художеств в 1904 году, – «Мальчик в шубе» (1904, бронза), «Мальчик на лошади» (1904, гипс) и «Куры» (1904, гипс; все – Третьяковская галерея). Живописная, этюдная манера лепки в сочетании с точной передачей пропорций человеческого тела и фигур животных произвела на публику хорошее впечатление.
Однако, несмотря на удачный дебют, в течение двух следующих лет Домогацкий практически не работал. Возможно, причиной стали высокие требования к себе и своему искусству.
«Портрет старухи» – одно из немногих сохранившихся произведений 1905–1906 годов. Чувство реального пластического объема и структурность композиционного решения преобладают здесь над техникой свободной импрессионистической лепки. Большое внимание мастера к индивидуальным особенностям внешности и характера модели позволяют считать эту работу одним из примеров реалистического направления в творчестве В.Н. Домогацкого.