Владимир Домогацкий – скульптор, график, педагог, теоретик искусства, музейный работник, общественный деятель. Работал преимущественно в жанре портрета. В 1920-е годы создал галерею портретов творческих личностей, политиков, ученых, современников и исторических персонажей.
В своих воспоминаниях В.Н. Домогацкий подчеркивает, что с середины 1910-х годов у него впервые стали появляться серьезные и зрелые художественные произведения. На протяжении всей творческой жизни мастер всегда очень критично относился к совершенствованию своего таланта. Любовь к скульптуре, а также глубокое понимание и знание ее специфики заставляли его предельно строго относиться к собственным работам. Между тем многие ранние произведения скульптора представляют собой цельные, одухотворенные лирические и драматические образы.
Многие годы Домогацкий посвятил портретному жанру, так как считал портрет основной и наиболее привлекательной для себя формой творческой работы. Видя главную цель своего искусства в раскрытии внутреннего мира человека, его мыслей и чувств, он сумел ярко запечатлеть современников – значимых деятелей культурной жизни России второй половины XIX столетия. Один из них – известный русский религиозный мыслитель, мистик и поэт Владимир Сергеевич Соловьёв (1853–1900).
Выполненный мастером в 1915 году бюст В.С. Соловьёва создавался после его смерти по семейным фотографиям, полученным от наследников. Вживую скульптор видел философа только мельком в юности. Художественные критики, впервые оценившие этот портрет на русско-польской выставке в Москве в 1916 году, называли его необыкновенным.
По замечанию искусствоведа А.А. Сидорова, В.Н. Домогацкий очень точно изобразил мыслителя не таким, каким он был на самом деле, а таким, каким представлялся людям его эпохи. В этом образе словно застыла сильная духовная энергия, окутанная глубоким мистическим настроением. Сам мастер называл его стилизованным образом пророка.
Первый вариант, исполненный в гипсе (1915, ГМИРЛИ им. В.И. Даля), автор считал более выразительным. Вероятнее всего потому, что он имеет большее натурное сходство. Интерпретация в мраморе возникла благодаря увлечению скульптора технической работой в этом материале.
Бюст В.С. Соловьёва был первой работой, выполненной В.Н. Домогацким самостоятельно, без помощи мраморщиков.