Домогацкий Владимир (1876-1939)
Пан
1922
Размер - 66 x 62 x 44
Материал - мрамор
Инвентарный номер - Инв.25431
Приобретено у автора с персональной выставки. 1935
Владимир Домогацкий происходил из состоятельной дворянской семьи, получил юридическое образование, окончив в 1902 году Московский университет. Сначала скульптурой занимался как любитель, брал частные уроки у С.М. Волнухина. С середины 1900-х годов Домогацкий начал работать самостоятельно. После революции был активным участником культурной и художественной жизни Москвы. В 1923 году стал действительным членом Государственной академии художественных наук, занимал пост председателя скульптурной секции. В 1923–1925 годах работал в Третьяковской галерее, возглавлял созданный им отдел скульптуры. Был членом ОРС, вошел в число его учредителей и в 1925–1928 годах исполнял обязанности председателя общества. Написал ряд фундаментальных исследований по проблемам теории и истории скульптуры.
На стилистику произведений Домогацкого существенное влияние оказали П. Трубецкой и О. Роден. На протяжении 1920-х годов он стремился отойти от импрессионизма, от быстрой фиксации впечатлений в мягком материале, много работал в камне. В 1907 году в Париже Домогацкий изучал технику рубки в мраморе. Этот материал стал излюбленным у скульптора, он использовал уральский, эстляндский, греческий, итальянский мрамор. Живописный характер поверхности в скульптуре «Пан» напоминает об импрессионистических приемах. Копна волос с торчащими из нее рогами и пышная борода, наполовину скрывающая кисть руки со свирелью, трактованы как свободная подвижная масса. Вместе с тем тщательность отделки мрамора свидетельствует о длительной работе над произведением.
В творческом наследии Домогацкого есть несколько скульптур, изображающих мифологических персонажей. Его увлекали лесные божества как русской, так и античной мифологии. В 1922 году наряду с «Паном» были созданы «Леший, бросающий шишки», «Леший чешет пятку», «Молодой леший (на пне)», «Фавн», «Спящий фавн». Скульптура «Пан» выделяется среди них своей значительностью. Такому впечатлению способствуют и композиционные приемы: массивность формы и внушительные размеры в отличие от типичных для Домогацкого бюстов, выполнявшихся обычно в размер около натуры.
Пан в античной мифологии был божеством полукозлиного облика с веселым характером, склонным к излишествам, он обитал в рощах и лесах, его свиту составляли сатиры и нимфы. Вместе с тем он мог навести сильный страх на одинокого человека и сбить с пути. В живописной традиции его изображали беззаботным существом, пирующим или спящим. Пан Домогацкого романтически возвышен и серьезен, приближаясь к трактовке этого образа у Врубеля.