Домогацкий Владимир (1876-1939)
Мальчик в шубе
1904
Размер - 67 x 30 x 20
Материал - бронза
Инвентарный номер - Инв.26967
Поступило от Московской закупочной комиссии, приобретено у Тригер, Москва. 1945
Владимир Домогацкий – скульптор, график, педагог, теоретик искусства, музейный работник, общественный деятель. Работал преимущественно в жанре портрета. В 1920-е годы он создал галерею портретов творческих личностей, политиков, ученых, современников и исторических персонажей.
Произведение «Мальчик в шубе» (1904) было им создано в ранний период. В это время он получал высшее юридическое образование в Московском университете, параллельно постигая мастерство художника в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в качестве вольнослушателя.
В 1890–1900-е годы в столичной художественной среде стало набирать популярность импрессионистическое направление. Его актуальность и необыкновенная ценность для молодых художников заключались в пристальном внимании к натуре и свободе технических приемов ее воплощения. В русской скульптуре импрессионизм позволил многим мастерам раскрепостить свой талант.
Наиболее ярко скульптурный импрессионизм проявился в творчестве итальянского мастера русского происхождения Паоло Трубецкого. К тому времени его имя стало широко известно во всей Европе. В 1897–1900 годах он жил в Москве и преподавал в Московском училище живописи и ваяния.
Под влияние живого художественного таланта Паоло Трубецкого попал и Владимир Домогацкий. Скульптура «Мальчик в шубе» – наглядный пример его следования приемам известного мастера. Она представляет собой этюд с натуры и изображает стоящего юношу, одетого в пышную шубу с длинными рукавами и меховую шапку. Шуба служит доминирующим объемом, который выстраивает всю фигуру. Она вылеплена свободными, небрежными мазками таким образом, что зрительно ощущается живая фактура пушистого меха воротника и мягкость одежды.
Здесь Владимира Домогацкого увлекло изучение натуры, возможность передачи ее формы, а также светотеневых эффектов на поверхности. Работа отлита в бронзе с оригинала в гипсе 1904 года. Подобные портретные этюды по типу статуэток выполнял ранее Паоло Трубецкой. Многие из них хранятся в собрании Третьяковской галереи.