Евгений Александрович Лансере – один из наиболее активных мастеров «кабинетной» пластики второй половины XIX века в России. В этот период особую популярность, в том числе благодаря ему, получает бытовой жанр как отражение новых демократических тенденций в искусстве и литературе. Скульпторы подхватили новые веяния и включились в создание композиций, которые, как правило, отличались большим разнообразием сюжетов, камерным размером, тщательностью исполнения, детализацией. Этими работами стали наполнять кабинеты, гостиные и библиотеки. В творчестве Лансере преобладают сцены повседневной жизни народов Российской империи, которую он наблюдал в своих многочисленных поездках. Его интересовали этнографические подробности, которые отражались в небольших, насыщенных деталями композициях.
Одна из таких скульптур – «Киргизский косяк на отдыхе». Это наиболее яркая работа в творчестве скульптора, гармонично совмещающая бытовой, пейзажный и анималистический жанры. Основа композиции – кони, обращенные головами друг к другу, и три молодых жеребенка, отдыхающие после долгого пути. Один из них склонил голову, другой еле держится на ногах от усталости, третий расположился на земле. Возле косяка отдыхают два молодых киргиза в традиционных шапках-малахаях. Большое количество фигур не нарушает размеренность композиции. Круговой ее осмотр позволяет зрителю погрузиться в атмосферу традиционного быта кочевников. Обращает на себя внимание строго выстроенный ритм скульптурной композиции. Несмотря на тесную связь между фигурами, каждый фрагмент настолько самодостаточен, что это давало возможность фабрикантам использовать их как отдельные модели. Особенно часто в качестве самостоятельных работ встречаются фигурки жеребят.
Вся композиция располагается на овальном основании, украшенном барельефом с восточной военной арматурой. Этот элемент придает произведению черты монументальности, хотя работа предназначена для использования в качестве украшения кабинета.