Цигаль Владимир (1917-2013)
Маяковский в Америке
1972
Размер - 88 x 36 x 30
Материал - бронза
Инвентарный номер - СКС-738
Темой произведения Владимира Цигаля послужило путешествие Маяковского в Соединенные Штаты Америки в 1925 году. В то время поэт, уже ставший легендой на родине, ощутил острый творческий кризис и предпринял поездку за границу в поисках нового источника вдохновения. За три месяца пребывания в стране Маяковский посетил шесть крупных городов: Нью-Йорк, Детройт, Чикаго, Кливленд, Филадельфию и Питтсбург, где с успехом прошли его публичные выступления. Поэт читал стихи и лекции, посещал званые ужины, общался с русскими эмигрантами и, будучи представителем футуризма, с особым интересом изучал Нью-Йорк как «город будущего», технологическую столицу мира того времени. Насыщенное впечатлениями путешествие дало автору мощный творческий импульс. Одним из результатов поездки стал его очерк «Мое открытие Америки».
Владимир Цигаль создал образ мечтательного Маяковского, ищущего вдохновения на улицах большого американского города. Место действия символически передано в виде небоскребов, вырастающих у его ног. Образ соразмерен поэтическому слову поэта, свободному и пренебрежительному к устоявшимся нормам: Маяковский-гигант словно попирает ногой одно из зданий.
В своей автобиографической книге «Не переставая удивляться. Записки скульптора» (1986) Владимир Цигаль отмечал у Маяковского «счастливое сочетание внешних качеств», при котором «само лицо сразу же задает художнику определенную программу поиска, определяет характер и особенности личности портретируемого». Несмотря на относительно небольшой станковый размер скульптуры, автор сумел верно и узнаваемо передать в ней как портретное сходство, так и особенности темперамента героя. Сильный бунтарский характер Маяковского выражен в точно найденной позе, угловатом энергичном силуэте, лаконично-обобщенной пластике фигуры.