Лансере Евгений (1848-1886)
Гонец времени Ивана Грозного
1870-е
Размер - 15 x 6,5 x 16
Материал - бронза
Инвентарный номер - Инв.7664
Поступило через ГМФ из ГЦГ. 1927
Во второй половине XIX века в России начала активно развиваться станковая скульптура. Интерес зрителя к бытовым и историческим сюжетам, анималистике, потребность украшать комнаты небольшими произведениями, органично вписывающимися в интерьер, способствовали появлению малой «кабинетной» пластики.
Одним из самых ярких и талантливых мастеров, создававших скульптурные миниатюры, стал Евгений Александрович Лансере. Его камерные композиции, отлитые в лучших бронзолитейных мастерских Санкт-Петербурга – А. Морана, Ф. Шопена, К. Берто, пользовались популярностью и в России, и в Европе, неоднократно экспонировались на международных выставках.
Темы для произведений Лансере находил во время путешествий по России и Ближнему Востоку. С этнографической тщательностью он изображал реальные сцены, типы, костюмы. В результате внимательного отношения скульптора к мельчайшим деталям его композиции всегда отличались правдивостью, точностью исполнения. Произведения Лансере высоко ценились современниками, удовлетворяя их вкусы и запросы.
Интерес скульптора к русской истории повлиял на появление композиции «Гонец времени Ивана Грозного» (второе авторское название «Вестовой времени Ивана Грозного в зимней одежде»). Произведение было создано Лансере во второй половине 1870-х годов, когда он работал над моделями, изображавшими персонажей повести А.К. Толстого «Князь Серебряный. Повесть времен Иоанна Грозного» (1861). Литературная повествовательность – характерная черта этой статуэтки. Облик гонца, его одежда, вооружение этнографически точны, выверены автором по иллюстрациям в летописях.
Камерная статуэтка «Гонец времени Ивана Грозного» исполнялась на литейном предприятии Феликса Шопена небольшим тиражом. На эту модель сохранялось право художественной собственности Е.А. Лансере.