Рерих Николай (1874-1947)
Канченджунга
1936
Размер - 30,4 x 45,4
Материал - картон
Техника - темпера
Инвентарный номер - Ж-521
Поступило из МИД СССР. 1949
Канченджунга (Канченджанга) – горный массив в Гималаях, на границе Индии и Непала, в состав которого входит третья по высоте точка планеты (8586 метров). Картина написана Рерихом в долине Кулу в Гималаях и в 1936 году отправлена в Русский культурно-исторический музей (РКИМ) в Праге, где украсила зал, посвященный творчеству прославленного мастера. Валентин Булгаков (1886–1966), директор РКИМ, в переписке с Николаем Рерихом поделился своими впечатлениями от его новых произведений: «Я пережил странное чувство при получении Ваших этюдов. Когда я, с помощью заведующего канцелярией университета, вскрывал ящик с картинами и впервые приподнял одну из картин, положенных лицом вместе, мне показалось, что из ящика вырвались лучи света: так заблестели сразу вершины Эвереста и Канченджунги. Это было почти физическое ощущение, которого я не забуду…»
Рерих видел Канченджунгу, будучи в Дарджилинге в начале и по завершении Центрально-Азиатской экспедиции (1923–1928). Позднее, вспоминая путешествия по Индии, он исполнил несколько произведений под названием «Канченджунга» в разной цветовой гамме и бо́льших форматах.
Художественное и литературное наследие мастера взаимосвязаны, в своих статьях и книгах Рерих много раз восхищался великолепием Гималайских гор, подкрепляя повествование фрагментами местных сказаний. Внутренний мир художника и мыслителя всегда был обращен к высотам, не только физическим, но и духовным, к чистоте устремлений и помыслов он призывал и в своих произведениях.
«И когда мы видим прекрасный снежный пик, мы понимаем дух праздника, потому что почитание Красоты является основой возвышенного чувства… Много прекрасных легенд связано с этой горой», – писал художник о Канченджунге в очерке «Сокровище снегов» (1928).