Суриков Василий (1848-1916)
Казачка Вера Прокофьевна Дьяченко
1898
Размер - 28,7 x 19,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.6090
Поступило из Государственной Цветковской галереи. 1926
Небольшой портрет казачки Веры Прокофьевны Дьяченко примыкает к ряду работ Василия Сурикова, связанных с его поисками национального типа женской красоты. Создавая натурные изображения своих знакомых, художник стремился обнаружить в них вневременное, архетипическое. Платок, атрибут русского народного костюма, предстает своеобразной рамой для женских лиц.
Летом 1892 года Суриков приезжал к матери и брату в Красноярск. В их доме в это время жили квартиранты – семья чиновника Енисейского губернского управления Прокофия Дьяченко и его жены Софьи, дочери поэта и декабриста Владимира Раевского. Их дочь Вера согласилась позировать художнику для акварели «Девушка в красной кофте» (Государственная Третьяковская галерея). Вздернутый нос, пухлые щеки, крупные темные глаза, рот с тонкой верхней губой – эти черты «девушки в красной кофте» узнаваемы и на живописном изображении Веры Дьяченко, где она предстает уже повзрослевшей.
В 1896 году Суриков встретил Веру в Петербурге, куда она приехала поступать на курсы. Летом 1897 года художник увиделся с ней в Москве. Узнав, что Вера уезжает вечером в Красноярск, Суриков передал через нее сапоги своему брату. Однако тот не дождался визита Веры с посылкой и не получил от нее никаких вестей. «Сапоги, значит, без вести пропали. Надо другие купить. Удивительная девушка!» – возмущенно писал Суриков брату в начале октября. В декабре художник уже отправил в Красноярск новую, специально приобретенную им пару обуви, однако не мог забыть неприятный инцидент, отмечая: «О Верочке Дьяченко, видно, ни слуху ни духу. Прощай наши сапоги». Больше упоминания Дьяченко в письмах художника не встречаются.
В 1901 году портрет был приобретен у художника московским коллекционером Иваном Цветковым.