Волошин Максимилиан (1877-1932)
Пейзаж
1924
Размер - 25,8 x 35,9
Материал - бумага с тиснением
Техника - акварель, тушь
Инвентарный номер - РС-6003
Поступило из ВПХК им. Е.В. Вучетича. 1980
Максимилиан Александрович Волошин – одна из ярчайших фигур Серебряного века. Получивший широкое признание поэт, литературный, театральный и художественный критик, публицист, переводчик, позднее он открыл в себе талант живописца-акварелиста. Интересовался историей, археологией, исследованием древностей. Совершил множество путешествий с целью ознакомления с культурой и наследием других стран. Увлекался философией и учениями, связанными с мистицизмом – масонством, оккультизмом, шаманизмом.
В своем построенном в начале ХХ века коктебельском доме, возвышающемся над крымскими ландшафтами, Волошин радушно принимал знаменитых деятелей культуры рубежа веков – Н. Гумилёва, М. Цветаеву, К. Чуковского, О. Мандельштама, А. Белого, В. Брюсова, А. Толстого, А. Бенуа, П. Кончаловского и многих других. Этот же дом стал местом спасения многих преследуемых во время Гражданской войны. Волошин всеми силами стремился примирить враждебно настроенных людей, вне зависимости от их политических взглядов. Именно здесь в разные годы было создано множество акварельных произведений; сам автор называл их «музыкально-красочные композиции на тему киммерийского пейзажа».
Художник не ставил перед собой задачу запечатлеть реальный пейзаж, его истинным желанием было побудить зрителя угадать его лирическое настроение. С помощью тончайших тональных градаций, приглушенных вариаций синеватых и сероватых оттенков он воплощает атмосферу бескрайних далей крымского пейзажа. Ранним произведениям Волошина не свойственна передача воздушной перспективы; это проявится в более поздних работах. В 1920-е годы он продолжал исследовать особенности крымской природы, искал художественные методы для наиболее точного ее изображения. Художник являет нам очертания величественных горных хребтов, а также темно-изумрудные, контрастирующие со всем окружением пятна кустарников, которые своей вертикальной ритмикой привносят в общее умиротворенное состояние пейзажа ощущение энергии жизни.
Волошин объединил все элементы пейзажа с помощью изображения кучевых облаков, нависающих над панорамой крымской долины. В листе «Пейзаж», как и во многих других работах художника, ощущается сходство с мастерами японской гравюры; даже в выборе мотива – подобно тому, как эти мастера неоднократно представляли священную гору Фудзияма, он изображает ансамбль крымских вершин. Именно японцами вдохновлялся автор, уделяя огромное внимание символике цвета, а также линейному принципу построения композиции. Используемое Волошиным искусное сочетание художественных приемов погружает зрителей в магическую вселенную акварелей коктебельской сюиты.