Волошин Максимилиан (1877-1932)
Пейзаж, воспроизводящий рисунок камня
1925
Размер - 25,3 x 34,1
Материал - бумага
Техника - акварель
Инвентарный номер - РС-1358
Дар И.М. Саркизова-Серазини. 1960
Одна из ярчайших фигур Серебряного века – Максимилиан Александрович Волошин. Получивший широкое признание поэт, литературный, театральный и художественный критик, публицист, переводчик, позднее он открыл в себе талант живописца-акварелиста. Интересовался историей, археологией, исследованием древностей. Совершил множество путешествий с целью ознакомления с культурой и наследием других стран. Увлекался философией и учениями, связанными с мистицизмом – масонством, оккультизмом, шаманизмом.
В своем построенном в начале ХХ века коктебельском доме, возвышающемся над крымскими ландшафтами, Волошин радушно принимал знаменитых деятелей культуры рубежа веков – Н. Гумилёва, М. Цветаеву, К. Чуковского, О. Мандельштама, А. Белого, В. Брюсова, А. Толстого, А. Бенуа, П. Кончаловского и многих других. Этот же дом стал местом спасения многих преследуемых во время Гражданской войны. Волошин всеми силами стремился примирить враждебно настроенных людей, вне зависимости от их политических взглядов. Именно здесь в разные годы было создано множество акварельных произведений; сам автор называл их «музыкально-красочные композиции на тему киммерийского пейзажа».
Художник не ставил перед собой задачу запечатлеть реальный пейзаж, истинным желанием Волошина было побудить зрителя угадать его лирическое настроение. В этом листе мы можем видеть один из редких примеров, когда автор, вдохновленный природным рисунком найденного камня, воспроизводит пейзаж. Он словно смотрит на изображаемый мотив через призму его затейливого орнамента. Волошин с помощью сложного сочетания глубоких малахитовых, коричневато-зеленоватых оттенков создает своеобразный синтез творчества природы и собственного пейзажа, напоминающего линию морского побережья. Мы можем проследить интерес Волошина к этой теме и в стихах. В листе «Пейзаж, воспроизводящий рисунок камня», как и во многих других работах Волошина, ощущается сходство с работами мастеров японской гравюры. Именно их миниатюрами автор вдохновлялся, уделяя огромное внимание символике цвета, линейному принципу построения композиции, вставляя в эти листы строки из собственных стихов или авторских надписей. Так, посредине листа Волошин пишет: «Дорогому Ивану Михайловичу – оттискъ пейзажа съ камня имъ найденного». Сочетание художественных приемов погружает зрителей в ирреальный мир поэтической вселенной акварелей «коктебельской сюиты».