Волошин Максимилиан (1877-1932)
Химеры
1927
Размер - 25,2 x 33,8
Материал - бумага
Техника - акварель, графитный карандаш
Инвентарный номер - РС-1351
Дар И.М. Саркизова-Серазини. 1960
Одна из ярчайших фигур Серебряного века – Максимилиан Александрович Волошин. Получивший широкое признание поэт, литературный, театральный и художественный критик, публицист, переводчик, позднее он открыл в себе талант живописца-акварелиста. Интересовался историей, археологией, исследованием древностей. Совершил множество путешествий с целью ознакомления с культурой других стран. Увлекался философией и учениями, связанными с мистицизмом – масонством, оккультизмом, шаманизмом.
В своем построенном в начале ХХ века коктебельском доме, возвышающемся над крымскими ландшафтами, Волошин радушно принимал знаменитых деятелей культуры рубежа веков – Н. Гумилёва, М. Цветаеву, К. Чуковского, О. Мандельштама, А. Белого, В. Брюсова, А. Толстого, А. Бенуа, П. Кончаловского и многих других. Этот же дом стал местом спасения многих преследуемых во время Гражданской войны. Волошин всеми силами стремился примирить враждебно настроенных людей, вне зависимости от их политических взглядов. Именно здесь в разные годы было создано множество акварельных произведений; сам автор называл их «музыкально-красочные композиции на тему киммерийского пейзажа».
Художник не ставил перед собой задачу запечатлеть реальный пейзаж, истинным желанием Волошина было побудить зрителя угадать его лирическое настроение. В 1927 году он создал несколько произведений с изображениями мифологических существ – химер, и этот лист стал одним из ярких примеров. Автор являет нам бескрайние южные долины, очертания величественных горных массивов, зеркальную горизонталь водной глади. Особый интерес представляет то, что Волошин оживляет этот безмятежный пейзаж образами ирреальных созданий, силуэты которых угадываются в объемах нависающих кучевых облаков. Художник с помощью контраста холодных голубовато-серых оттенков небесной сферы и теплых красно-коричневых, охристых цветов выжженной земли акцентирует наше внимание на несходстве двух миров – земного и небесного. В этой работе, как и во многих других, ощущается влияние мастеров японской гравюры. Именно их миниатюрами Волошин вдохновлялся, уделяя огромное внимание символике цвета, линейному принципу построения композиции. Кроме того, он вставлял в работы строки из собственных стихов и посвящений. Так, в нижней части листа «Химеры» автор пишет: «Милой Софье Анастасьевнѣ – память о Коктебелѣ 19 27/VII 29...» Сочетание художественных приемов погружает зрителей в магическую вселенную акварелей коктебельской сюиты.