Создавая картины провинциальной жизни, Борис Кустодиев следовал опыту голландских живописцев. Особенно его привлекало их отношение к родному быту, горячая любовь к видимому миру. Так же, как и у голландских мастеров, в живописи Кустодиева нет разделения на «высокие» и «низкие» мотивы, все явления повседневности обретают поэтическое звучание и значительность.
В небольшом полотне «Сенокос» художник воспевает патриархальность крестьянского уклада. Несмотря на то что картина создавалась в неспокойном 1917 году, когда еще не окончилась Первая мировая война, а в начале года свершилась Февральская революция, перед зрителем разворачивается панорама мирной сельской жизни, не подверженной политическим изменениям. На первом плане крестьянки в нарядной одежде граблями сгребают скошенную траву. На другом берегу реки жители деревни сметывают стога. Желтая дорога спускается вниз с косогора, вдали виднеется густой лес. Закрытое облаками небо занимает почти третью часть холста, замыкая композицию.
В своих полотнах Кустодиев передавал очарование русской природы, уникальность народных обычаев, своеобразие жизненного распорядка. Он полагал, что «необходимо уметь сохранять в себе нечто свое, родное и делать в этом нечто большое и равноценное тому крупному, что дает Запад». Однако тема крестьянского труда занимает в его творчестве меньшее место, чем может показаться. Художник относится к нему как к исконной народной миссии, направленной на благо всего общества в целом.