Васнецов Виктор (1848-1926)
Перспектива на алтарь
1885
Размер - 54,5 x 40,8
Материал - бумага, наклеенная на картон
Техника - акварель, бронзовая краска, гуашь, графитный карандаш
Инвентарный номер - Инв.1297
Приобретено П.М. Третьяковым у автора. 1893
Собор Святого Владимира в Киеве занимает в творчестве Виктора Васнецова особое место. Не столь известная широкой аудитории сторона наследия художника представляет значительный пласт эскизов, орнаментов и больших картонов монументальной живописи стен. Приглашенный для росписи собора А.В. Праховым, художник посвятил этому делу около десяти лет жизни, создав так называемый новый канон церковных росписей.
Первые шаги в разработке ансамбля Васнецов сделал в Абрамцеве, где в спокойной домашней обстановке усадебного быта С.И. Мамонтова несколько месяцев занимался исполнением небольших эскизов будущих росписей. Именно в этот период был сделан рисунок «Перспектива на алтарь». Эскиз состоит из трех отдельных листов, состыкованных на картоне. Подобная техническая деталь ярко иллюстрирует творческий процесс художника, увлеченного поиском композиций и плана росписей. Так, центральную группу «Богоматери с Младенцем», по первоначальной задумке Васнецова, окружали коленопреклоненные архангелы. В дальнейшем от этой идеи художник отказался, перейдя к более легкой по восприятию композиции с летящими серафимами.
Третьяковская галерея располагает наиболее полным собранием эскизов монументальных росписей Владимирского собора. Павел Михайлович ценил не только фольклорно-эпический жанр в творчестве Васнецова, но и его произведения на религиозные темы. В 1893 году коллекционер приобрел картоны, многочисленные эскизы и проекты орнаментов, созданные для Владимирского собора. Примечательно, что многие современники ценили тонкую графику эскизов намного больше, чем итоговые росписи собора. В.В. Стасов писал П.М. Третьякову: «Я пришел к убеждению, что Ваше собрание эскизов Васнецова – во многих случаях, даже в большинстве важнее и лучше оригинальных его живописей в Киеве». Третьяков отвечал критику: «Я во всю свою жизнь имел бесконечную, беспредельную страсть к эскизам и первоначальным этюдам художников; мне всегда казалось, что тут они невольно, сами себе не давая отчета, вкладывают всю душу, весь свой огонь, всю горячую первую и настоящую мысль…»