Маврина Татьяна (1900-1996)
Грузинская
1943
Размер - 28,8 x 20,4
Материал - бумага серая, наклеенная на бумагу
Техника - акварель, белила, тушь, перо
Инвентарный номер - РС-15083
Особое место в творчестве Татьяны Мавриной занимает большой графический цикл, посвященный московской старине. Начало он берет весной 1942 года, когда художница вернулась в Москву из эвакуации в Загорске. По воспоминаниям самой Мавриной, однажды у нее возникла тревога, что все московские древности могут в одночасье быть уничтожены. «В войну, проехав раз по Сретенке на автобусе, – вспоминала она, – увидала за домами собор XVII века – такой же, как в книжках Грабаря. Я увидела всю его вековую красоту. И она может погибнуть от бомбежек! Надо зарисовать, пока стоит целая. Буду рисовать всё, что осталось от “Сорока-сороков”, – пока не погибло. Я ходила по Москве – из улицы в улицу, по всем переулкам, площадям: рисовала незаметно, иногда в кармане пальто, иногда заходя в чужие подъезды; запоминала, чтобы дома уже написать красками на небольших листиках серо-голубой бумаги, на которой хорошо ложилась акварель и гуашь. Хорошо, что ее было вдосталь». Так и начался этот огромный военный цикл, включающий в себя множество графических листов и альбомы. Важно отметить, что, стараясь хотя бы на бумаге сохранить память об архитектурных реликвиях города, Татьяна Алексеевна почти на каждом рисунке оставляла пояснительную надпись и точную дату. При помощи акварельной техники, в которой выполнен рисунок, художнице удается передать ощущение хрупкости и зыбкости архитектуры, а усиливает это впечатление перовая обводка контуров тушью.
В рисунках военных лет у Мавриной часто повторяется мотив снежной зимы. Так и в листе «Грузинская» 1943 года она изображает Москву зимнюю, притихшую, настороженную. Даже фигуры идущих по заснеженной улице людей кажутся замершими, как будто замерзшими тенями. Тревожное состояние зрителю передается и от стаи птиц в небе, похожей на мечущийся в снежном облаке взволнованный рой. И все-таки центром композиции стала церковь святого Георгия Победоносца на Грузинской улице (до наших дней она дошла в перестроенном виде). Ее кирпичный цвет контрастирует и с пейзажем, и с окружающими ее светло-желтыми домами. Именно благодаря цветовому контрасту, сиянию красок старинной постройки зрителю передается смутное предчувствие победы. В настроении этого листа Татьяне Алексеевне удалось выразить баланс между двумя совершенно разными состояниями души людей в сложный период февраля 1943-го – общей тревожностью, тяготой момента и все-таки потаенной надеждой на отрадные перемены в будущем.