Среди крестьянских образов русского искусства на рубеже XIX-ХХ веков полотно Малявина сильно выделялось оригинальностью композиции и колористического решения. «Девка» - это целая поэма, прославляющая в пленительном, величавом образе крестьянки национальную красоту и непреходящую народную силу. Характерно, что красота малявинской героини, ее величавость и вся сила образа неразрывно связаны со всем живописным строем картины. Сильная горделивая, величавая красавица изображена завораживает таящейся в ней скрытой силой, сдерживаемым темпераментом. Прикрывая рукой смеющийся рот, она смотрит на зрителя сверху вниз, из-под полуопущенных век. Малявин монументализирует образ, давая изображение больше натуры, композиционно располагая фигуру так, что она заполняет почти все пространство картины. Точно отсветами горящего костра освещено ее лицо и темно-синий с красными цветами сарафан или фартук. Образ полон напряженности, сконцентрированного потенциального движения. Впечатление усиливается бушующим огненным потоком красноватых бликов фона, уходящими вниз складками одежды и самой позой, которая указывает на начало танца. Кажется, что в следующее мгновение загадочная красавица должна стремительно закружиться. «Текучая» неспокойная фактура живописи подчеркивает динамику движения фигуры.
Произведение экспонировалось на 1-й и 2-й выставках Союза русских художников в Москве и Петербурге в 1903 и в 1940 годах, на Русской художественной выставке в Париже (1906), а затем на Венецианской биеннале (1907).