Среди изображений крестьян в русском искусстве рубежа XIX-ХХ веков полотно Малявина выделялось оригинальностью композиции и колористического решения. «Девка» - это целая поэма, прославляющая в величавом женском образе национальную красоту и непреходящую народную силу. Весь живописный строй картины связан с этой задачей.
Художник монументализирует образ, давая изображение больше натуры, композиционно располагая фигуру так, что она заполняет почти все пространство картины. Малявинская героиня завораживает таящейся в ней скрытой силой, едва сдерживаемым темпераментом. Прикрывая рукой смеющийся рот, горделивая красавица смотрит на зрителя сверху вниз из-под полуопущенных век. Точно отсветами горящего костра освещено ее лицо и темно-синий с красными цветами сарафан или фартук. Несмотря на кажущуюся статичность, образ исполнен напряжения: потенциальное движение вот-вот проявится шелестом и рябью колышущейся ткани сарафана. В потоке красноватых бликов фона, уходящих вниз складках одежды и в самой позе угадывается начало танца. Кажется, что в следующее мгновение юная красавица должна стремительно закружиться. «Текучая» неспокойная фактура живописи подчеркивает динамику композиции.
Предположительно, картина написана в имении художника близ села Аксиньино, где Малявин жил с 1900 года. Вскоре ее мотивы нашли продолжение и получили новую интерпретацию в полотне
«Вихрь» (1906, Третьяковская галерея).
Произведение экспонировалось на 1-й и 2-й выставках Союза русских художников в Москве и Петербурге в 1903 и в 1904 годах, на Русской художественной выставке в Париже (1906), а затем на Венецианской биеннале (1907). Один из рисунков с идентичной композицией хранится в фондах Третьяковской галереи (
«Пляшущая баба», конец 1900-х-1910-е).