После поступления в Академию художеств в Петербурге в 1892 году Малявин ежегодно приезжал в родное село Казанка на летние этюды. В один из своих приездов он запечатлел младшую сестру Александру Андреевну Малявину (1875–1903), рано умершую от туберкулеза легких. Она сидит с раскрытой книгой на коленях, повернув голову влево, будто отвлекшись на что-то. Фиксация этого момента придает портрету оригинальность и подчеркивает непринужденность и естественность позы изображенной. Уже в этом раннем произведении чувствуется тяготение художника к теме движения фигуры в картине, что впоследствии станет отличительной чертой его творчества. Худощавое лицо с опавшими щеками и чахоточным румянцем, так же как и открытая шея с резко выступающими ключицами, великолепно переданы пластически. Скупая охристо-белая красочная гамма оживлена лишь темной полосой фона слева и пятном темной юбки. Изобразив портретируемую на фоне гладкой стены или печки, Малявин прекрасно решил задачу противопоставления белого цвета кофты и теплого белого тона стены. Портрет построен на контрастах: цветовом – белое и темное, и световом – ярко освещенная фигура и темная полоса слева.
При жизни автора картина экспонировалась в 1895 году на выставке студенческих работ в Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств в Петербурге и на 15-й выставке Московского общества любителей художеств.