Малявин Филипп (1869-1940)
Женщина в красной кофте
1914
Размер - 146 x 98,7
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-674
Приобретено у Ю.А. Тюпина, Москва. 1971
Биография Филиппа Малявина удивляет стремительными поворотами судьбы. Деревенский мальчик, буквально от сохи, оказался в русском православном монастыре на Афоне в Греции, где обучался иконописи. В 23 года он поступил в Императорскую Академию художеств в Петербурге, которую окончил со скандалом, так как академическое жюри отказывалось принимать его дипломную работу – картину «Смех» (1899, Галерея современного искусства Ка-Пезаро, Венеция, Италия). Серия крестьянских образов, написанных с удивительной силой и мастерством, сделала Малявина знаменитым, и в зрелый период творчества он продолжал обращаться к этой теме.
На протяжении жизни живописная манера Филиппа Малявина менялась. В противовес ярким, красочным холстам 1900-х годов в середине 1910-х его живопись стала темной, порой даже угольно-черной. По словам художника, он стремился изобразить «кондовую Русь». В серии мужских крестьянских портретов мастер явно упивается оттенками глубоких черных и коричневых тонов, создавая страшные, подчас едва ли не инфернальные образы. Особенно поражают глаза моделей, сверкающие на темных оливковых лицах.
К этому периоду относится и изображение девушки в красной кофте, для которого выбран особенно крупный масштаб. Модель задумчиво взирает на зрителя, повернув голову вполоборота. Густой красно-малиновый цвет блузы притягивает взгляд. Для усиления цветовой экспрессии художник намеренно искажает пропорции кисти руки – удлиняет ее, отчего возникает ассоциация с архаической античной скульптурой или древнеегипетскими рельефами. Тем самым Малявин передает хтоническое начало в характере героини, внешне сохраняющей полное спокойствие.