Филиппу Малявину, родившемуся в деревне Казанке Самарской губернии, было нелегко исполнить свою мечту стать художником. В 16 лет приняв послушание, он учился иконописи в монастыре Святого Пантелеимона на горе Афон в Греции. Жизнь Малявина перевернула встреча со скульптором В.И. Беклемишевым: по его приглашению юноша приехал в Петербург и смог поступить в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств. Учителями Малявина были Павел Чистяков и Илья Репин. В Академии художник проявил себя как талантливый портретист и стал работать в этом жанре по частным заказам.
В детских портретах чувствуется тонкая психологическая интуиция художника, позволявшая ему уловить главное в характере модели, найти наиболее выразительную позу. Благодаря свойственной всем работам Малявина простоте и естественности композиции, непосредственности в передаче видимого портрет кажется свежим и неожиданным. Картину отличает смелое колористическое решение. Чернота фона и темно-красная драпировка кресла подчеркивают белизну матросского костюма мальчика, детскую нежность его лица. К сожалению, сведений об изображенном не найдено.
Портрет, возможно, экспонировался на Весенней выставке Императорской Академии художеств в 1897 году.