В 1920 году имение Малявина неподалеку от деревни Аксиньино в Рязанской губернии было национализировано. В описи имущества значится 50 десятин земли, 5 десятин сада, два пруда и большой деревянный дом с 11 комнатами. Спешный переезд из собственного дома в Москву изменили условия работы мастера. Вместе с семьей его поселили в нескольких комнатах особняка князя А.Д. Оболенского, который противился их вселению как мог. Художнику поручают создать портрет В.И. Ленина и он получает пропуск в Кремль, где делает многочисленные наброски. Кроме того, он продолжает участвовать в выставках «Мира искусства» и «Союза русских художников». В 1922 году под предлогом организации персональной выставки вместе с женой и дочерью Малявин уезжает за границу.
К началу 1920-х красочная гамма его произведений становится все более монохромной - исчезают багряные и алые оттенки, изумрудные и кобальтовые фоны. Портрет старика вероятно был написан осенью 1922 года в Риге, где художник останавливался по дороге в Берлин в качестве сопровождающего свои произведения на персональную выставку. Внимательные голубые глаза немолодого мужчины с грустью смотрят на зрителя. Его фигура развернута вполоборота, словно он вот-вот собирается уйти. Во взгляде чувствуется печаль человека, навсегда оставляющего родные места и мысленно прощающегося с ними.