Сотников Алексей (1904-1989)
Свинья под дубом
1936
Размер - 21 x 18 x 6
Материал - фарфор
Техника - роспись подглазурная
Инвентарный номер - СКС-1935
Приобретено у А.А. Сотникова. 1994
На Дулёвском фарфоровом заводе Алексей Георгиевич Сотников проработал практически всю жизнь. На этом заводе в 1934 году начался его путь скульптора-фарфориста, здесь он создал многочисленные произведения, принесшие ему и предприятию мировую известность. О международном признании свидетельствуют полученные Сотниковым награды: «Ягненок» (1937) – золотая медаль на Всемирной выставке 1937 года в Париже, «Курица» (1938) и «Сокол» (1957) – Гран-при на Всемирной выставке 1958 года в Брюсселе. С 1964 года графическое изображение скульптуры «Сокол» стало товарным знаком Дулёвского фарфорового завода.
Своим учителем А.Г. Сотников считал В.Е. Татлина, с которым в 1931–1934 годах работал в лаборатории по культуре материалов при Наркомпросе РСФСР, помогая ему в конструировании летательного аппарата «Летатлин».
Большинство произведений, созданных Сотниковым, принадлежит анималистическому жанру. Потомственный кубанский казак, он отдавал предпочтение изображению домашних животных, среди которых вырос. Для жанровых композиций скульптор выбирал сценки из жизни родной станицы: «Кубанский пастух», «Трубач с лошадью», «Волы». В работе же «Свинья под дубом» скульптор использовал сюжет из хорошо известной басни И.А. Крылова. Главный персонаж и в басне, и в композиции – вековой говорящий Дуб. Он в изумлении склонился в сторону свиньи, не способной поднять голову и услышать увещевания ворона, что, мол, любимые ею желуди растут на дубе, корни которого она портит.
Мастерское владение материалом позволило художнику создать в фарфоре скульптуру, по своей пластике равноценную работам, выполненным в традиционных скульптурных материалах: камне, дереве, металле. Интерес скульптора не ограничивался анималистическим жанром, он создавал декоративные рельефы, вазы, сервизы, фонтаны, а также многочисленные жанровые миниатюры для массового тиражирования.