Крестьянская тема стала ведущей в творчестве Малявина с начала 1900-х годов. Художник пишет деревенских девушек в желтых и красных рубахах, в развевающихся пестрых ситцевых сарафанах, юбках и фартуках. Он укрупняет их фигуры, делая каждый образ монументальным. Героини его полотен никогда не заняты трудом, они танцуют, поют, водят хороводы, задорно смеются, сплетничают, шутят или загадочно молчат. Малявин воспевает стихию народного праздника с его карнавальностью, где соединяются серьезность и веселье, исповедальность и фантасмагория.
Спустя несколько лет после создания самого известного своего полотна
«Вихрь» (1906, ГТГ) художник вновь возвращается к мотиву стремительного народного танца. Автор выделяет из группы пляшущих бабу в зеленом платке, раскинувшую в стороны руки. Сосредоточенная на движениях пляски, она смотрит поверх голов зрителей. Длинная бахрома темной, иссиня-зеленой шали с пылающе-красными цветами усиливает впечатление вихревых волн, расходящихся от ее фигуры. Выразительные жесты рук темноликих женщин в красных платьях в верхней части холста напоминают языки пламени. В фантасмагорических образах картины, в аллегорических фигурах носительниц разрушительного огня нашло отражение тревожное мироощущение эпохи. Произведение создавалось в год начала Первой мировой войны, бедствия которой пожаром охватили большую часть Европы.
Впервые картина была показана на 14-й выставке Союза русских художников в Москве в 1916-м – начале 1917 года. В 1922 году Малявин увез ее с собой в эмиграцию, где экспонировал на одной из выставок Осеннего салона в Париже, а в 1933 году – на персональной выставке в Праге. В Третьяковскую галерею она поступила из частного собрания.