Большая историческая картина В.И. Сурикова
«Боярыня Морозова» (1887, Третьяковская галерея), посвященная трагическому, переломному событию отечественной истории XVII столетия, вмещает в свое пространство десятки обликов людей, ярких характеров, разнообразных судеб, прочитываемых во всяком лице и даже в мимолетном жесте. Каждому изображенному в картине герою предшествовал длительный поиск, который отражался в многочисленных рисунках, набросках, живописных этюдах. «Монашенка с поднятыми к лицу руками» – один из таких образов-поисков. Удивление, настороженность, молчаливое вглядывание в происходящее, испуг, но и готовность следовать за боярыней Морозовой – сложнейшая гамма оттенков внутреннего состояния выражена художником в молодом красивом лице, в движении рук. В обрамлении черной одежды лицо монашенки кажется особенно бледным. Если искать ее образ в картине, то окажется, что именно этого лица нет в самом полотне. Художник пишет семь этюдов молодых монашенок, но оставляет в картине только два лица. Выбирая оттенки психологических состояний, соединяя их из разных живописных «подготовок», он добивается в результате единственно возможного для общего состояния московской толпы индивидуально звучащего психологического камертона героини.
Не нужно сожалеть о том, что «наша» монашенка не вошла в картину. Остался прекрасный этюд в совершенном живописном воплощении. Свободными, быстрыми мазками Суриков, точно скульптор, «формует» ее лицо. Длинными, бегущими движениями кисти он пишет черную одежду, в которую вплетаются едва заметные синие оттенки, просматривается из глубины красновато-оранжевый подмалевок, благодаря чему черный цвет перестает быть глухим и однообразным. Фигура монашенки пишется словно на фоне рыхлого снега с синими всполохами. Богатство живописной фактуры, сложность красочного звучания позволяют воспринять этот живописный этюд не как подготовительную работу, но в качестве полноценного женского образа.