Станислав Жуковский – выдающийся мастер, продолживший традиции русского лирического пейзажа. В самой любви художника к родной природе, в существе его интереса к многообразным проявлениям ее жизни, заключены прежде всего традиции саврасовско-поленовской школы. Он опирался в своем творчестве не только на пейзаж настроения Левитана, но и использовал опыт В. Серова и К. Коровина, не повторяя ни одного из них.
Жуковскому удалось воплотить «неповторимость бытия» – в разном состоянии и в разное время суток, в солнечных эффектах, в переходах от одного времени года к другому. Природа в его работах, выражаясь словами Левитана, «профильтрована через темперамент художника». Основным местом, где работал Жуковский, как правило, была Тверская губерния, чаще всего окрестности озер Молдино и Удомля, художник находился там практически ежегодно с ранней весны до поздней осени.
Мотив весеннего леса с остатками снега и талой воды был издавна любим русскими пейзажистами. В картине «Весна в лесу» все полно движения: бежит вода весеннего ручья, движется, подтаивая, рыхлый снег, скользят по земле лучи солнца. Это пейзаж, окрашенный очень ярким, непосредственным авторским чувством, так называемый пейзаж настроения. Умение передать солнечное освещение во всей его яркости, многоцветности и красоте, показать движение бликов на земле и воде, выразить глубину, воздушность и яркость теней – все это отличает полотно Жуковского с его культом работы на пленэре. Сильнее всего художника увлекала непосредственная передача впечатления от натуры, не «засушенного», а сохраненного в его первичной свежести и трепетной жизненности. Добиваясь в живописных произведениях выражения своего непосредственного чувства, он обращал большое внимание на разнообразие фактурной поверхности живописи, на активную смысловую роль мазка. В живописной манере художник достигает полной свободы и уверенности в своих силах. Сочная живопись a la prima соединяется с тончайшими лессировками, а естественность натурного этюда – с внутренней композиционной организованностью.