Истомин Константин (1886-1942)
Восстание румынских крестьян
1931
Размер - 100 x 150
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-2096
Поступило от МК СССР. 1980
Константин Николаевич Истомин – живописец и график, посвятивший свою жизнь творчеству и преподаванию. Он был одним из выдающихся мастеров советского искусства первой половины XX века. Обучение у Шимона Холлоши в Мюнхене (1906–1909) заложило основополагающие принципы творчества Истомина, воспитало в нем отношение к цвету как к явлению, подверженному влиянию окружающей среды.
«Восстание румынских крестьян» – одна из немногих крупноформатных картин художника. Полотно осталось незавершенным. В автобиографии Истомин пишет: «Мои намерения написать серьезную картину к юбилею Красной Армии и картину на тему крестьянских восстаний в Румынии не пришлось осуществить. Помехой этому были и отсутствие нужных для этого средств, и мой резкий поворот от героики и романтики прошлого к темам бытового характера и к портрету».
Над темой восстания румынских крестьян Истомин работал на протяжении нескольких лет. Создавал эскизы, немногие из которых дошли до нас. Судьба наследия художника в целом довольно печальна, многое было утрачено. Композиционный замысел «Восстания румынских крестьян» непрост и точно выверен автором. Холст построен на контрастных сочетаниях светлых и темных силуэтов и пятен. Фигуры крестьян, выдвинутые на первый план, занимают его полностью, благодаря чему достигается монументальность. Ближайший к зрителю крестьянин в красном жилете – отправная точка всей композиции, пластика его тела задает ритм изображению. На втором плане размещена не менее важная фигура мужчины с оружием, диагональное направление которой придает динамику действию. Как и в большинстве работ Истомина, важная роль отведена подготовительному рисунку, он завершен и детально проработан. Живая выразительная линия, сильный, энергичный штрих передают остроту и напряженность события, подчеркивают драматизм сюжета. Истомин прописывает планы от дальнего к ближнему, поэтому наименее завершенным остался ближайший к зрителю. Это не мешает воспринимать сюжет целиком и только добавляет обобщенности композиции. Контраст дальнего и ближнего плана расставляет сюжетные акценты и погружает зрителя в суровую атмосферу истории.
Ю.Д. Коровин вспоминает такие слова своего учителя: «Не бойтесь выпачкаться краской и вообще не бойтесь. Работайте смело, из боязливых – живописцев не получится. Не начинайте писать, если не скомпоновано. Композиция мастера – четкая, не меняется с любого расстояния, у плохих живописцев – издали каша. Устанавливайте связь цветов, выписывайте один цвет из другого. Важна непрерывность живописной ткани». Всем этим указаниям Истомин следовал и сам при создании этого полотна, стремясь языком живописи рассказать об эпохе.