Попков Виктор (1932-1974)
Похороны
1969–1971
Размер - 22,1 x 31,5
Материал - бумага
Техника - графитный карандаш
Инвентарный номер - РС-11389
Приобретено у К.И. Калинычевой, вдовы художника. 1988
На рисунке Виктора Ефимовича Попкова изображены группы людей, собравшихся, чтобы проводить в последний путь умершего человека. Рисунок входит в группу подготовительных графических эскизов художника к одному из самых известных полотен – «Хороший человек была бабка Анисья» (1971–1973, Третьяковская галерея). Внимание зрителя привлекают стройные фигурки девушек и двух маленьких мальчиков в центре композиции. Эти персонажи привносят в печальную сцену прощания оптимистичные нотки, невольно пробуждая мысль о непрерывности вечно возобновляющейся жизни.
Как и многие художники, Попков делал на полях подготовительных рисунков и эскизов записи и наброски, чтобы не упустить при работе над картиной интересные бытовые детали или более глубоко раскрыть характер того или иного персонажа. Так, на рисунке «Похороны» он отметил характерные детали: маленькие ботиночки у ребенка и перчатку в руке у одной из молодых женщин. Кроме того, справа вверху художник изобразил в крупном масштабе в профиль молодую женщину в платке для детальной прорисовки черт лица. Попков всегда стремился сделать картину не только зрелищной, но и жизненно убедительной, поэтому много работал с натуры в поисках композиции и выразительных персонажей. Известно, что первые натурные наброски к картине «Хороший человек была бабка Анисья» он исполнил в 1968 году в Велегоже – селе в Заокском районе Тульской области, куда часто приезжал на этюды. Именно здесь и родился у художника замысел создания картины на тему памяти об ушедшем из жизни человеке, успевшем совершить на земле много добрых дел.
В рисунке «Похороны» над стоящими людьми кружит стая сорок. Эти птицы нередко появляются в живописных и графических произведениях Попкова. Художник Н.И. Андронов вспоминал, что незадолго до своей трагической гибели Виктор Ефимович, восхищаясь мастерски нарисованной вороной В.А. Серова, известной знатокам как «серовская ворона», признался, что мечтает, чтобы после него хоть горшок или крынку какую-нибудь назвали «попковскими». Этому желанию суждено было осуществиться: созданные Виктором Ефимовичем Попковым выразительные образы узнаваемы и несут в себе эмоции и мысли большого мастера.