Попков Виктор (1932-1974)
Спящие в избе
1967-1969
Размер - 25,6 x 41,2
Материал - бумага
Техника - графитный карандаш, черный карандаш
Инвентарный номер - РС-7220
Приобретено у К.И. Калинычевой, вдовы художника. 1984
Карандашный рисунок Виктора Ефимовича Попкова исполнен в одной из деревень Мезенского района Архангельской области. На переднем плане изображены спящие в избе: женщина на кровати и мальчик, уткнувшийся носиком в подушку; ему, как часто случалось в бедных семьях, постелили прямо на дощатом полу, на тюфяке. Характерные для северных бревенчатых изб небольшие окна с самодельными вышитыми занавесками, деревянные лавка и стол, над которым ярко светит электрическая лампочка, составляют скромное убранство комнаты.
Во второй половине 1960-х годов художник регулярно совершал творческие поездки в полюбившиеся ему отдаленные старинные мезенские поселения – Кимжу, Юрому, Целегору. Неисчерпаемым источником впечатлений и переживаний стала для него северная природа, а также быт и жизнь сельчан. Помимо графических пейзажей и эскизов к будущим картинам здесь были исполнены психологически точные карандашные портреты пожилых деревенских одиноких женщин военного поколения, проживших жизнь, полную лишений. По воспоминаниям друзей художника, в одной из таких творческих поездок у него родился и получил дальнейшее блестящее развитие замысел живописной серии картин о судьбе мезенских вдов. Вернувшись в Москву, Попков в 1966 году по результатам поездки создал свой первый шедевр – полотно «Воспоминания. Вдовы». Затем были написаны картины «Одна» (1966), «Северная песня» (1968), «Старость» (1969).
Многие графические листы из мезенской серии выходят за рамки вспомогательного подготовительного материала для живописных полотен. Одним из них стал карандашный рисунок «Спящие в избе», отличающийся естественностью выстроенной лаконичными линиями композиции, четкостью пластической и светотеневой разработки. Художник создал запоминающийся образ простых сельских жителей, тепла и уюта.